Слайд 1Верования языческой Руси
Автор презентации: Бердинских С.В., учитель начальных классов.
Слайд 2
В далекую эпоху, когда основным занятием славян была
охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось.
Слайд 3
Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество.
Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо "волк" говорили лютый, а себя называли "лютичи".
Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов.
Слайд 4
Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он считался
защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
Слайд 5
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) –
древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища. По названию рогов – «соха» – оленей и лосей часто называли сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани, - кичку.
Слайд 6
С течением времени человек все больше освобождался от страха перед миром
животных, и звериные черты в образах божеств
постепенно начали уступать
место человеческим.
Хозяин леса из медведя превратился в косматого
лешего с рогами и лапами,
но все же напоминающего
человека. Лешему,
покровителю охоты,
оставляли на пне первую
добытую дичь. Считалось,
что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может наоборот завести человека в чащу и погубить.
Слайд 7
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна.
Слайд 8
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем
людей. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей.
Слайд 9
Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог (Даждьбог)
– бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен как - Щедрый бог. Символ - Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. От Даждьбога ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Он посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом.
Слайд 10
Макошь – одна из главных богинь восточных славян. Это богиня земли,
урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.
Слайд 11
Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы
и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Например Перун - это прежде всего бог грозы, грома.
Слайд 12
Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои
обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. Что бы задобрить разгневанного бога или заручиться его милостью, ему в жертву приносили животных, а в особо важных случаях – даже людей. У славян не было и особого сословия жрецов. Но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, кудесниками.