Слайд 1Формирование
экологической культуры
младших школьников
Слайд 2Нельзя защищать то, что не любишь.
Нельзя любить то, чего не
знаешь.
Н. Сладков
Слайд 3Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и
навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды.
Международный союз охраны природы
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью.
Концепция общего среднего экологического образования
Слайд 4Цель экологического образования
Формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление
ответственного отношения людей к окружающей среде во всех видах их деятельности.
Слайд 5Принципы экологического образования
Гуманизация.
Научность.
Интеграция.
Непрерывность.
Систематичность.
Взаимосвязанность раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии.
Слайд 6Функции экологического образования
Способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании
учащихся.
Является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования.
Формирует общеучебные и общечеловеческие умения прогнозировать свою деятельность и деятельность других людей.
Расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения.
Слайд 7Модели экологического образования
Слайд 8Экологическая культура — это система знаний и умений, ценностных ориентаций человека
в области науки, искусства, верований, обычаев и традиций, а также активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды. (С.В. Алексеев)
Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. (http://www.glossary.ru)
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека. (http://www.infoeco.ru)
Экологическая культура – это материализованное сознание в поступках, словах и делах людей.
Слайд 9Компоненты экологической культуры
(по Л.П. Салеевой-Симоновой)
Интерес к природе и проблемам ее
охраны.
Знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития.
Нравственные и эстетические чувства по отношению к природе.
Экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде.
Мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Слайд 10Структура экологической культуры
(Концепция общего школьного экологического образования)
Компоненты
экологической культуры
Экологическая образованность, или
система экологических знаний и умений
Культура экологически оправданного поведения, природоохранительная деятельность
Экологическое мышление, сознание, убеждения, мировоззрение
Ценностные ориентации (система ценностей), культура чувств, экологические отношения
Слайд 11Основные аспекты содержания
экологического образования
(по Н.М. Мамедову)
Дея-
тель-
ностный
Нормативный
Ценностный
Познавательный или научный
Формирует познавательные, практические
и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся, учит проявлять активность в решении экологических проблем
Ориентирован на систему норм и правил, предписаний и запретов экологического характера
Обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде.
Формирует нравственно-эстетическое отношение к природной среде
Слайд 12Предпосылки к формированию у младших школьников экологической культуры
Внушаемость и склонность к
подражанию, мотивационная нацеленность на учение.
Младший школьник способен самостоятельно проникать в гуманистическую сущность экологических норм, морали и усваивать экологические нормы.
Приоритет наглядно-образного мышления в сочетании с теоретическим, потребность в игровой деятельности.
Наличие эмпатии – эмоциональной отзывчивости к чувствам других людей как основы для развития рефлексии (самосознания), эмоциональной восприимчивости.
Увеличение внимания к нравственной оценке чужих и собственных поступков окружающими.
Максимально сензитивный период для развития саморегуляции в поведении в природе.
Слайд 13Основные задачи начального экологического образования
Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано.
Помочь
понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека).
Научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
Слайд 14Задачи
начального экологического образования
Образовательные: формирование знаний об экосистеме природы Земли в
границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению окружающей среды и здоровья населения;
Воспитательные: воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшению состояния окружающей среды;
Развивающие: становление интеллектуальной сферы — способности к целевому вероятностному анализу экологических ситуаций; волевой сферы — уверенности и возможности решать экологические проблемы; стремление участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
Слайд 15Содержание экологических знаний
Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
Связь
растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
Охрана и восстановление природных богатств.
Слайд 16Виды деятельности, формы и методы экологического образования младших школьников
Экологические наблюдения и
экскурсии.
Экологические беседы.
Экологические кружки и конкурсы.
Экологические игры.
Решение экологических задач, анализ экологических ситуаций.
Эксперимент.
Экологизация жизненной среды.
Экологические акции, дни, недели, праздники и фестивали.
Трудовой десант и ведение «Панорамы добрых дел».
Зеленый и голубой патруль.
Клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога.
Коллекционирование.
Посещение и создание экологических музеев, выставок и композиций.
Слайд 17Критерии сформированности экологической культуры
Наличие интереса к природным объектам.
Характер отношения к природным
объектам.
Элементарные экологические представления.
Умения и навыки по созданию оптимальных условий для организмов.