Слайд 1ЭНТОМОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
МИР ПОД НОГАМИ
Слайд 2Цели :
Формировать коммуникативные умения.
Развивать творчество и фантазию детей.
Развивать познавательные интересы.
Развивать речь
детей.
Развивать логическое мышление.
Познакомить детей с произведениями о насекомых.
Учить бережно относиться к природе.
Слайд 3Положение о викторине
Викторина проводится для учеников 2-3 класса
Дети делятся на 2-3
команды
Конкурсы оцениваются по пятибальной системе
Итоги подводятся после каждого конкурса
В викторине 6 раундов
1, 3, 5 раунды проводятся по аналогии
с игрой «Брейн-ринг»
(сигналы дети подают пищалкой (детской игрушкой)
Возможно написание ответов на листочках
Жюри -3 человека (библиотекарь, родители,
воспитатель ГПД)
Награждение дипломами 1,2,3 степени
Слайд 4Оборудование
На доске рисунки детей « Насекомые в произведениях» (домашнее задание)
Книги о
насекомых, птицах
Энциклопедии
Слайд 5За неделю до викторины учащиеся
делятся на команды
и получают задания:
Читать
книгу В.Бианки «Лесная газета»
Подготовить инсценировку сказки,
басни или стихотворения,
где присутствует насекомое.
Нарисовать рисунок к произведению
о насекомом
4. Читать книги о природе
Слайд 6Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас
своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.
Эти удивительные существа- насекомые.
У нас четыре конечности- у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха- уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.
На нашей планете свыше миллиона различных насекомых.
Все очень интересны.
Наука, изучающая насекомых, называется энтомология.
Слайд 9 1 раунд
Насекомые в рассказах В. Бианки
Слайд 10Кто раньше появляется весной:
летучие мыши или летучие насекомые?
Насекомые. А уже
после их вылета
появляются летучие мыши, для
которых насекомые служат пищей
Слайд 11Зачем грачи ходят по полю
за пахарем?
В земле много червей и
насекомых
Слайд 12Зачем галки и скворцы «катаются» верхом
на коровах, овцах и лошадях?
Таскают
шерсть для гнёзд, а так же выбирают насекомых и их
личинок из шерсти животных
Слайд 13Какие жуки носят названия тех месяцев,
в которых появляются?
Майский жук
Июльский жук
Слайд 14Как узнать о приближении дождя,
наблюдая за муравейником?
Перед дождём муравьи прячутся
в муравейник и закупоривают
все входы в него
Слайд 15Куда осенью исчезают бабочки?
Большинство из них гибнет с первыми холодами.
Некоторые спасаются
под корой деревьев,
в щелях заборов, домов.
Слайд 162 раунд
Инсценируем сказку, басню
Слайд 18Пауки очень похожи на насекомых,
но ими не являются.
Слайд 19Сколько ног у паука?
Восемь.
Именно этим он и отличается от насекомых.
У них 6 ног.
Слайд 20Как паук- крестовик, сидящий в засаде ,
узнаёт, что к нему
в паутину попала
добыча ?
Он лапкой держит туго натянутую
ниточку-паутинку, прикреплённую другим
концом к паутине.
Когда добыча в паутине, ниточка
дёргает паука за ногу?
Слайд 21Кто строит себе дом из пузырьков
воздуха под водой?
Водяной паук-серебрянка
Слайд 22Каких пауков называют «бродягами»?
Тех, которые не ткут паутину
для ловли добычи
Слайд 24Бабочки, должно быть,
одни из самых красивых существ на Земле!
Они похожи
на ожившие цветы,
причудливость и яркость окраски их крыльев
поистине сказочная.
Множество волшебных сказок и легенд
сложено о бабочках.
Имена у них очень красивые: Апполон,
Икар, Гектор, Психея…
Слайд 26Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения ,
которому она приносит вред .
Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Слайд 27Эта бабочка вредная . Её имя связано с названием растения ,
которому она приносит вред .
Её гусениц хорошо склёвывают птицы.
Слайд 28Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой,
красные кружочки, иногда полоски.
Достаточно большого размера.
Слайд 29Эта бабочка разноцветная : основной цвет –голубой,
красные кружочки, иногда полоски.
Достаточно большого размера.
Слайд 305 раунд
Насекомые в сказках и
фантастических рассказах
Слайд 31В кого превращала князя Гвидона
царевна Лебедь в сказке А.С.Пушкина
«
Сказка о царе Салтане…»
КОМАР
МУХА
ШМЕЛЬ
Слайд 32Один из лесных докторов-насекомых,
лечивших Буратино
БОГОМОЛ
Слайд 33Один из женихов Дюймовочки
тоже был насекомым.
Назовите его.
МАЙСКИЙ ЖУК
Слайд 34В кого превращались Юра Баранкин и
Костя Малинин в книге В.Медведева
«Баранкин,
будь человеком!»
МАХАОН
КАПУСТНИЦА
МУРАВЕЙ
Слайд 35В книге Р.Киплинга «Маугли»
Маленький народ не любил запаха человека .
Что
за насекомые скрываются
под этим названием?
Дикие пчёлы
Слайд 36В какой книге обыкновенная стрекоза
вдруг оказалась для двух ребят огромной,
« как самолёт, а трава на берегу лужи –
высокой, как зелёная стена леса»?
Я. Ларри «Необыкновенные приключения
Карика и Вали»
Слайд 38Один человек от команды выходит за дверь.
Каждая команда получает задание
–слово (насекомое)
За 1 минуту команда должна написать слова- ассоциации,
связанные с этим насекомым.
Выбранный ученик отгадывает название этого насекомого по словам, которые называют члены команды.
1 тур
Слайд 422 тур
Команда должна отгадать слово
по пантомиме,
которую показывает 1 человек
от команды
Слайд 47Не забывайте беречь и
охранять это маленькое чудо!
Слайд 48Используемая литература:
1. В Бианки «Лесная газета»
2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?
М. Педагогика-Пресс 1994 г.
3. Атлас- определитель «Насекомые» М.Дрофа 2007 г.
4 Атлас- определитель «Пауки» М.Дрофа 2007 г.
5. Всё обо всём. Насекомые. М. Астрель АСТ 2008 г.
6. Узнай мир. Школьный путеводитель. Насекомые. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г
7. Узнай мир. Школьный путеводитель. Пауки. С-П А.В.К.-Тимошка 2005 г
8.А.Брем «Жизнь животных» М. Эсмо 2009г.
9.Атлас . Насекомые(учебное пособие) С-П ЧеРо-на-Неве
М. Из-во МГУ 2000 г