Слайд 1Что такое деньги.
Составила Колосова А.В
г. Сыктывкар
Урок окружающего мира
(Составлен на основе
учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир для 3 класса» УМК «Школа России»)
Слайд 2Цель
Познакомить с ролью денег в экономике.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся понимать роль денег
в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Слайд 3ТЕСТ
1. Что даёт нам добывающая промышленность?
1) полезные ископаемые
2) мебель
3) лес
4)
рыбу
Слайд 4ТЕСТ
2. Что производит электроэнергия?
1) электрические приборы
2) электрическую энергию
3) электростанции
4) нефть
Слайд 5ТЕСТ
3. Что производит химическая промышленность?
1) машины
2) краски
3) военную технику
4) продукты питания
Слайд 6ТЕСТ
4. Что производит лёгкая промышленность?
1) автомобили
2) лекарства
3) ткани
4) топливо
Слайд 7ТЕСТ
5. Что производит добывающая промышленность для химической?
1) энергию
2) продукты питания
3) станки
4)
нефть
Слайд 8ТЕСТ
6. Где производят электроэнергию?
1) в карьерах
2) на шахтах
3) на электростанциях
4) на
заводах
Слайд 9ТЕСТ
7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?
1) добывающая промышленность
2) пищевая
промышленность
3) металлургия
4) машиностроение
Слайд 10Загадки
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много,
у других нас нет.
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет.
ДЕНЬГИ
МОНЕТА
Слайд 11Что такое деньги?
«Деньги – металлические и
бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».
Из словаря С.И.Ожегова.
Слайд 12Появление денег
Деньги - одно из величайших человеческих изобретений. Происхождение денег
связано с
7 - 8 тыс. до н.э., когда у первобытных племен появились излишки каких-то продуктов, которые можно было обменять на другие нужные продукты. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, раковины, камни , куски металла. Но чтобы служить в качестве денег, предмет должен получить общее признание и покупателей, и продавцов как средство обмена. Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения ,- это и есть деньги. Действительно, деньги - это товар , выступающий в роли всеобщего эквивалента , отражающего стоимость всех прочих товаров.
Слайд 13этапы истории развития денег
Первый этап- появление денег с выполнением их функций
случайными товарами;
второй этап - закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был , пожалуй , самым продолжительным ) ;
третий этап - этап перехода к бумажным или кредитным деньгам ;
и последний четвертый этап - постепенное вытеснение наличных денег из оборота , вследствие чего появились электронные виды платежей .
Слайд 14Первобытное общество
Первобытные люди не обменивались продуктами своего труда. Все, что племени
удавалось добыть, оно само же и потребляло. Но постепенно люди научились обмениваться продуктами. Продукт, предназначенный для обмена, становится товаром. Кочевые племена, разводившие скот, предлагали в качестве товаров мясо и кожи, а земледельцы - зерно и ткани. У первобытных людей обмен был натуральным, то есть без посредства денег.
Слайд 15Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для
этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и куски ткани.
В русских письменных источниках, содержатся следующие наименования денежных единиц: скот, куна, резана, ногата, веверица, векша, бела и гривна.
Но какие же это были неудобные деньги. Овец и быков нужно где-то держать и кормить. Продукты от хранения портятся.
Слайд 16Одними из первых денег были раковины каури – моллюсков, добывавшихся в
южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку, как бусы.
За одного быка надо было отсчитать 1000 раковин.
Слайд 20Товаро-деньги
В Древней Монголии
На Каролинских островах
Слайд 21Первые мировые деньги
Раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане.
Служили деньгами
во многих странах Азии, Африки и Европы.
Слайд 22Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными.
Они не должны портиться при хранении или переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтоб они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
Монеты БОСПОРСКОГО ЦАРСТВА
Слайд 23Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из
серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
Самыми удобными оказались металлические деньги.
Слайд 24Металлические деньги
Римский слиток с клеймом
Серебряные кольца – в Египте
Бронзовый слиток из
Микен
Свинцовый шарик из
Северной Америки
Медный слиток
из Италии
Серебряный лям из Китая
Железные прутья из Греции.
По-гречески «горсть» - драхма.
Слайд 25Русские деньги
Куны
25 кун = гривна
Новгородская гривна
Серебряники и златники
Копейные деньги
1534 года
Слайд 26У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их
при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.
Слайд 27Для ранней формы металлических денег характерно совпадение товарной стоимости содержащегося в
монетах металла и их номинальной стоимости, указанной на лицевой стороне монеты.
Слайд 29Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо
него брали в дорогу бумажные расписки на золото.
Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.
Слайд 30Бумажные деньги
Бумажные расписки
Слайд 31В России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение
бумажные деньги Екатерина II.
Слайд 34То, что бумагой можно заменить серебро и золото, в Европе заметили
уже 900 лет назад.
Слайд 37Работа по учебнику
Прочитайте текст с. 66 – 68.
Назовите два способа обмена.
Бартер
– прямой обмен одних товаров на другие.
Купля-продажа – обмен, в котором участвуют деньги.
Цена товара – стоимость одной вещи, одного предмета.
Деньги – особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.
Монеты – металлические деньги.
Банкноты – бумажные деньги.
Слайд 38Практическая работа
Реверс или «решка»
Серебряный рубль
Петра I
Аверс или «орёл»
Легенда
Ребро монеты
«гурт»
Слайд 39Практическая работа
Реверс
Аверс
Легенда
Слайд 40Ребро монеты- «гурт».
Надпись на монете- «легенда».
Слайд 41Графический диктант
Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
Плата за
работу – заработная плата.
Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения.
Оборотная сторона монеты – гурт.
Надпись на монете называется легендой.
Проверка: –, +, +, –, +.
(если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное – «-»)
Слайд 43Подведение итогов:
Что такое деньги?
Что нового вы узнали о деньгах?
Как вы думаете,
будут ли деньги меняться?
Вывод: деньги – особый товар, который можно обменивать на любые другие товары и услуги.
Слайд 44Домашнее задание:
Учебник: прочитать текст с.67 – 70, ответить на вопросы раздела
«Проверь себя» на с.69.
Рабочая тетрадь: с.39 № 3 – 4.
Слайд 45Источники информации:
Литература:
А.А.Плешаков «Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений» -
М.: Просвещение, 2012г.
Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова. – М.: «ВАКО», 2013г.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс. Сост. И.Ф.Яценко. – М.: «ВАКО», 2013г.
Ресурсы интернет:
http://www.vokrugsveta.ru/
http://domik.ua/novosti/samye-dorogie-i-neobychnye-dengi-v-mire-n68642.html
http://www.epochtimes.ru/content/view/57929/4/?photos=1#start
http://bestmoney.su/moneystory-the-first-money.html
http://astrakhanklad.ru/viewtopic.php?f=12&t=114
http://bestmoney.su/moneystory-the-first-money.html
http://dengivsetakipahnyt.com/bumazhnye-dengi/