Слайд 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1
«СКАЗОЧНАЯ
СТРАНА»
Д О К Л А Д
«От традиции к инновации»
Использование современных технологий в моделировании процесса музыкального развития дошкольников
с раннего возраста
Подготовила:
Курлюк Елена Викторовна-
музыкальный руководитель высшей категории
ГБДОУ РД РДС №1 «Сказочная страна»
Слайд 2Уважаемые коллеги!
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе
наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Возрастная особенность малышей раннего возраста - в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе. Наглядно показывая движения, двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера, Музыкальный руководитель учит детей простейшим танцевальным, образным движениям:
на 2-м году жизни - кружение на месте, помахивания руками, притопы ногами, хлопки в ладоши, “фонарики”, качание с ноги на ногу,
на 3-м году жизни - “пружинка”, притоп одной ногой, хлопки по коленям, покачивание разведенными руками в стороны с поворотом и др.…
Слайд 3Музыкальные игрушки
Развивая музыкально сенсорные способности детей, я обратилась к народным музыкальным
инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка,а также к музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начинают различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, у них совершенствуется динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).
Слайд 4У детей раннего возраста часто возникают сложности в общении с воспитателем
и музыкальным руководителем.
Поэтому мною была определена следующая цель.
Цель: Создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах.
Я предположила,что развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к музыкальным игрушкам будет успешным, если:
*создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной музыкально- игровой деятельности педагога с детьми;
*предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, музыкальный уголок насыщен яркими музыкальными игрушками;
*использовать на занятиях и вне занятий игры, танцы, сказки-шумелки, потешки и т.д.с музыкальными инструментами , стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребёнка;
*помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через жесты, мимику, движения, речь;
*использовать методы педагогической интеграции.
* использовать положительный опыт педагогов, комбинации передовых методик.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой мною были определены следующие задачи.
Задачи:
Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам.
Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах.
Вовлекать в игру на музыкальных инструментах всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности дошкольников.
Для решения задач я применила следующие методики и технологии:
Элементы музицирования по системе К.Орфа,
Методику работы с ранним возрастом М.Ю.Картушиной,
Методическое пособие Н.Сорокиной « Кукольный театр для самых маленьких».
Элементы программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой.
Аудипрограммы Е.Железновой .
Слайд 5В педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов и игрушек.
Я начинаю знакомство малышей ещё до музыкальных занятий, когда прихожу знакомиться с детьми в группу. Обязательно с собой приношу игрушку или перчаточную куклу. Игрушки –помощники незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста и не только помогают заинтересовать малышей, но и служат средством обучения
Слайд 6Успех музыкального развития личности ребёнка во многом зависит от взрослого, который
должен раскрыть перед ним красоту музыки как части художественной культуры. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы художественно-эстетического развития. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, формирование запаса музыкальных впечатлений и, конечно, развитие музыкальных способностей в целом. Для их решения используется традиционная структура построения непосредственной образовательной деятельности (НОД): слушание (восприятие) музыки, пение, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмическая деятельность.
Слайд 7Помочь детям войти в мир музыки - задача сложная. Её решение
во многом зависит от уровня музыкальной культуры педагога-музыканта, знания им теории и методики дошкольного музыкального воспитания, умения организовывать и осуществлять образовательный процесс, как в традиционной форме, так и с использованием современных технологий, методов и приёмов, к числу которых относится моделирование. Моделирование процесса музыкального развития дошкольников – это гибкое использование содержания методического материала и педагогических технологий в построении форм и видов музыкальной деятельности педагогом-музыкантом.
Слайд 8В нашем ДОУ созданы все условия для ведения экспериментальной и инновационной
деятельности, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности ,начиная с раннего возраста детей.
Как музыкальный руководитель, использую в своей работе различные педагогические технологии по музыкальному воспитанию:
ИКТ;
ТРИЗ и РТВ;
технология моделирования;
здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, музыкотерапия);
логоритмика- речь с движением или игры со словом.
Слайд 9В сегодняшнем докладе хотелось бы немного больше уделить внимания одной из
современных технологий обучения дошкольников – это технологии ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). В современной педагогике внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к занятиям;
работа с ресурсами Интернет;
использование готовых обучающих программ;
разработка и использование собственных авторских программ.
Использование ИКТ в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно. Внедряя в свою работу ИК-технологию, музыкальный руководитель ставит перед собой определённые задачи:
модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников;
повышение качества знаний дошкольников, уровня их воспитанности, общего и музыкального развития детей;
оптимизация учебного процесса для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития дошкольников;
создание базы интерактивной дидактики, презентаций, тематических слайд – шоу по всем разделам музыкального воспитания и активное использование её, как наглядность на музыкальных занятиях, тематических беседах, развлечениях и праздниках, в музыкально - дидактических играх дошкольников.
Слайд 10Целью использования данных инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников является:
развитие творческого
мышления и воображения,
формирование мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребенка к следующей ступени образовательного процесса, т.е. к школе,
создание положительной атмосферы сотрудничества ребенка со взрослыми.
Слайд 11Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним
дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!