Слайд 1
Изготовление и освоение
музыкально-дидактических игр
Еремина
Людмила Михайловна
Музыкальный руководитель
МКДОУ № 490
г. Новосибирск
Слайд 2Актуальность
Основное назначение музыкально-дидактических игр- формировать у детей музыкальные способности, помочь им
разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях в доступной игровой форме.
Слайд 3Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально- дидактических пособий и игр.
Цель
игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.
Слайд 4МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КРАСОЧНО ОФОРМЛЕННЫ. Карточки
с изображением музыкальных образов должны быть яркими. Художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры в которых дети сами принимали активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Поэтому мы с ребятами вырезаем ритмические карточки и кружочки-ноты, приклеиваем с обратной стороны магнитную ленту, чтобы пользоваться магнитной доской или вырезаем дома в журналах картинки, необходимые для таких игр.
Вместе с детьми изготавливаем большое количество раздаточного материала. Чтобы увеличить число играющих в той или иной игре. Можно дать задание для родителей подновить карточки или выполнить какую либо игру.
Слайд 5Задачи:
Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
Формировать знания о
средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука(высота, тембр, громкость, длительность),умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности ( игровой , исследовательской ,исполнительской)
Слайд 6Виды музыкально-дидактических игр:
Развитие звуковысотного звука;
Развитие чувства ритма;
Развитие тембрового слуха;
Развитие диатонического слуха;
Развитие
памяти и слуха;
Развитие детского творчества.
Слайд 7
Применение музыкально-дидактических пособий и игр:
В процессе пения;
В процессе слушания музыки;
В процессе
ритмических движений;
В процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Слайд 8Музыкально-дидактическая игра «Три кита»
Игра разработана для образовательной области «Музыка»
Цель: Познакомить
детей с жанрами в музыке (песня, танец, марш) и закрепить эти понятия.
Задачи: Развивать музыкальную память, воображение. Закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии. Формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности.
Материал: Панно с изображением моря и плоскостные фигуры китов разного цвета или любой коллаж на эту тему; наборы из трёх карточек того же цвета; аудиозапись небольших отрывков знакомых музыкальных произведений в разных жанрах.
Ход игры: Детям показать панно (коллаж), предложить послушать стихотворение, ответить на вопросы. Стихотворный текст с 1-го по 4-й лучше брать на начальном этапе работы, а пятое стихотворение использовать уже на закрепление знаний.
Слайд 91-й Три кита (как мир когда-то),
Держат Музыку, ребята.
В море звуков поживают,
ЖАНРАМИ
их называют!
Первый – МАРШ, и все ребята
Маршируют как солдаты.
Кит второй зовётся ПЕСНЯ,
Петь нам очень интересно.
Ну, а ТАНЕЦ – третий кит,
Этот жанр всех веселит,
Мы попляшем от души.
Как же жанры хороши!!!
2-й Мы шагаем как солдаты,
а) Значит что звучит, ребята? - МАРШ.
б) Что за жанр звучит, ребята? - МАРШ.
3-й Громко, тихо мы поём,
Целой группой и вдвоём,
Лишь бы было интересно.
а) Помогает всем нам… ПЕСНЯ.
б) Этот жанр зовётся… ПЕСНЯ.
Слайд 104-й Мы сегодня в вальсе кружим,
Ну, а завтра - с полькой
дружим.
В пляску русскую пойдём!
Что за жанр мы заведём? – ТАНЕЦ.
5-й Три жанра в музыке у нас,
Все знают: Песня, танец, марш!
Под марш идём мы на парад,
Чеканит шаг за рядом ряд.
Под песню – куколок качаем
И с песней Новый год встречаем!
А танцев разных в мире сколько,
Что хочешь - попляши под польку,
Иль в вальсе тихом закружись,
Иль в пляске русской покажись!
Ты маршируй, пляши и пой,
Но не забудь стишок простой:
Три жанра в музыке у нас…
Запомнил? Песня, танец, марш!!!
Слайд 11
«Веселые матрешки»
для развития звуковысотного слуха
Программное содержание: Развивать умение детей различать звуки
по высоте.
Игровые пособия: Матрешки трех величин: высокие , средней величины, низенькие.
Количество - 3.
Музыкально- дидактический материал : металлофон.
Дети сидят . Муз.рук.находится перед ними. Исполняет звуки на металлофоне. В руках у детей матрешки.
М.Р : «Дети, сейчас ваши матрешки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – запляшут низкая матрешка если средней высоты – запляшут матрешка среднего роста. Если высокий – будут плясать только высокая матрешка». Объясняет, что изображать пляску нужно легким покачиванием матрешки в приподнятой руке или постукиванием. М.Р. исполняет звуки разной высоты, все время изменяя последовательность звучания.
Слайд 12
«Птицы и птенчики»- различить звуки октавы(до –до2)
«Бубенчики»-различать звуки мажорного трезвучия.
«Курица»-различать звуки
септимы
Слайд 13«Веселый колокольчик»
для развития чувства ритма:
Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать
звук на колокольчике.
Ход игры: Детям раздают по два колокольчика каждому. Педагог поет нечетные фразы со словами, а дети - четные со звукоподражаниями, подыгрывая себе на колокольчиках.
1. Веселый колокольчик – Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет – динь, динь, динь.
2. Он пел зимой чуть слышно – динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло – динь, динь, динь.
3. И звонкие капели – динь, динь, динь.
В ответ ему запели – динь, динь, динь.
Слайд 14"ДО, РЕ, МИ"
На определение характера музыки:
Программное содержание: Учить детей различать образный
характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.
Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.
Слайд 15« Узнай, какой инструмент звучит».
Программное содержание: Развивать умение детей различать тембр музыкальных
инструментов.
Игровые пособия: карточки с изображением треугольника, бубна, металлофона на каждого играющего.
Музыкально-дидактический материал: угольник, бубен, металлофон.
Ход игры.
Дети сидят за столами. Перед каждым лежит набор карточек.
М.Р. располагается перед детьми. Инструменты загорожены ширмой. Звучит треугольник – нужно поднять карточку с его изображением, бубен – с изображением бубна, металлофон- с изображением металлофона. По желанию детей, ошибающихся меньшее число раз, исполняется произведение для слушания в грамзаписи.
Слайд 16«Колокольчики» различать силу звучания.
Программное содержание: Развивать умение различать силу звучания.
Игровые
пособия: три колокольчика на подставках, значительно большего размера, чем те, что раздаются детям.
Музыкально дидактический материал: бубен.
Ход игры.
Дети сидят тремя рядами. Первому ряду раздаются маленькие колокольчики, второму - колокольчики средней величины, третьему- большие. На громкое звучание надо поднять вверх большие колокольчики, на умеренно-громкое – средней величины, на тихое - маленькие. Педагог играет, меняя последовательность звучания различной силы. Называется рад- победитель, и по желанию детей этого ряда исполняется их любимая песня
Слайд 17"МОРЕ"
Программное содержание: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать
явления окружающей природы.
Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.
Слайд 18"КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?"
Программное содержание: Развивать умение детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые
мелодии.
Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.
Игровая цель: Угадать первым.
Слайд 19«Веселые матрешки»
развития ритма.
Ход игры: В игре принимают участие несколько играющих. У взрослого
в руках большая яркая матрешка, у детей – маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит взрослый. Он отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Участники игры повторяют этот ритмический рисунок своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Слайд 20Ритмические цепочки
Цель: развития ритмического слуха
Ход : М.Р. выкладывает любой ритмический рисунок
( соответственно возрасту детей)с помощью жучков, рыбок, грибов и т.д. Дети проговаривают его , затем прохлопывают, по коленочкам, по щечкам, затем можно добавить муз. инструменты