Слайд 1Умение видеть речевые ошибки
и исправлять их.
Слайд 2Речевая ошибка - «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная
морфологическая форма». М. Р. Львов
«Речевая ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… ». Т.А. Ладыженской
Слайд 3стилистические ошибки
Речевые
(словарные, грамматические)
Неречевые
(композиционные,логические,искажения фактов)
Синтаксико-стилистические
Лексико-стилистические
Морфолого-стилистические
Слайд 4словарные , или лексико – стилистические ошибки
Повторение одних и
тех же слов
У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается .
Слайд 5 Употребление слова в неточном или в несвойственном ему
значении.
Примеры из речи учащихся :
Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .
Слайд 6 Нарушение сочетаемости употребляемых слов :
Ветер постепенно « принимал
силу» ( надо : набирал силу ).
Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).
Слайд 7 Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний:
Никита шёл «
взади» (нужно : сзади ).
«Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).
Слайд 8Морфолого-стилистические
детское словотворчество
На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» (надо: штукатуры),монтажники.
Стирательная машина (стиральная
)
Слайд 9 Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
« они хочут»
, «ихняя мама» ,
« стрельнул», «еёшний», «здеся», и пр.
Слайд 10 Смешение слов, употребляемых только в единственном или только во
множественном числе :
У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .
Съел « два супа» (нужно:две тарелки супу).
Слайд 11Синтаксико- стилистические ошибки
Нарушение управления и согласования :
Все радовались красотой природы (
надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .
На вершине бегало и прыгало две белочки.
Слайд 12Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла:
Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).
Слайд 13 Нарушение
местоименной сочетаемости :
Когда Коля прощался с
отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .
Слайд 14 Местоимённое удвоение подлежащего :
Кирилл – он был самый сильный
в отряде .
Слайд 15 Неправильное употребление видовременных форм глагола:
Незнакомец
входит в хижину и поздоровался .
Слайд 16 Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух вариантах :
неоправданное деление сложного предложения на простые :
Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов .
Слайд 17неумение делить текст на предложения :
Охотник однажды шёл по
лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .
Слайд 18Система работы по исправлению и
предупреждению ошибок
исправление речевых ошибок
учителем в тетрадях учащихся ;
записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе условные знаки
на полях) ;
классная работа над ошибками общими , типичными - на уроках , на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений ( цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого типа);
Слайд 19 индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их
обнаружение, уяснение и исправление;
система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допущенными учениками данного класса;
Слайд 20языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением
с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
стилистические замечания, где это
возможно, при изучении грамматики;
специальное обучение школьников самостоятельному редактированию ( совершенствованию) собственного сочинения и изложения.
Слайд 21
1. Лес стоит величавый
. Листья в лесу жёлтые , П
красноватые . Листьев на земле много . Речки сейчас
очень красивые , по берегам очень много листьев , и
по воде плывёт много жёлтых и красных листьев .
2. Деревья гнутся от ветра, низко плывут облака. М
С них облетают последние листья .
V – пропуск чего-либо важного
C – неудачный выбор слова
Г – нарушение границ предложения
Z - необходимость абзаца
Слайд 22Задание 1.
На зелёном лугу растут ромашки, одуванчики, синеет мышинный горошек.
Слайд 23
Задание 2 .
В лесу поют и кричат всякие птицы :
скворцы , кукушка , ворона.
Слайд 24В лесу свистят и щёлкают скворцы.
Вот каркнула ворона .
Вдали кукует
кукушка .
Слайд 25фрагмент урока на тему « Изменение имён прилагательных по родам» (
2 класс )
1. Кругом стоят большие деревья . Ребята собирают грибы . Вдруг стало темно . Большие сосны зашумели , пошёл дождь . Все спрятались под ветками большой ели .
( Слова для замены : огромные , высокие , развесистой ) .
2. Наступила холодная зима . Снег покрыл землю белым ковром . Дует холодный ветер .
( Слова для замены : студёный , ледяной ).
Слайд 26Ученик написал в своём сочинении :
« Осенью
очень красиво . Деревья покрываются жёлтыми листьями , и только одни ели стоят зелёные» .
Учитель говорит :
« В этом отрывке одно из слов
передаёт не то ,
что бывает на самом деле ;
нужно найти это слово».
Слайд 27 Слово «покрываются» неточно передаёт, что происходит на самом
деле : ведь осенью листья желтеют , новых же листьев нет .
Слайд 28 Предложите правильный вариант.
Текет крыша
Красивше
Туманная утра
Вся семья встретились
Найдите повторы в данных
предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).
Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.
Ребята бежали за лисой, но она убежала.
Был солнечный день. День был теплый.
Слайд 29Составьте из двух предложений одно.
. Птиц в парке мало. Потому что
многие улетели в теплые края.
. Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.
Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.
. В библиотеке дети читают книги.
. Во дворе много маленьких малышей.
. На улице хорошая погода.