Презентация, доклад по методике преподавания русского языка в начальной школе

Содержание

Речевая ошибка - «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». М. Р. Львов «Речевая ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… ». Т.А. Ладыженской

Слайд 1Умение видеть речевые ошибки и исправлять их.

Умение видеть речевые ошибки  и исправлять их.

Слайд 2Речевая ошибка - «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная

морфологическая форма». М. Р. Львов «Речевая ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… ». Т.А. Ладыженской
Речевая ошибка -  «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная  морфологическая форма». М. Р. Львов

Слайд 3стилистические ошибки
Речевые
(словарные, грамматические)

Неречевые
(композиционные,логические,искажения фактов)

Синтаксико-стилистические
Лексико-стилистические
Морфолого-стилистические

стилистические ошибки           Речевые(словарные, грамматические)Неречевые(композиционные,логические,искажения фактов)Синтаксико-стилистическиеЛексико-стилистическиеМорфолого-стилистические

Слайд 4словарные , или лексико – стилистические ошибки Повторение одних и

тех же слов

У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается .
словарные , или лексико – стилистические ошибки    Повторение одних и тех же слов

Слайд 5 Употребление слова в неточном или в несвойственном ему

значении.
Примеры из речи учащихся :

Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .

Употребление  слова в неточном или в несвойственном ему значении.

Слайд 6 Нарушение сочетаемости употребляемых слов :

Ветер постепенно « принимал

силу» ( надо : набирал силу ).
Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).

Нарушение сочетаемости употребляемых слов :  Ветер постепенно « принимал силу»   ( надо :

Слайд 7 Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний:

Никита шёл «

взади» (нужно : сзади ).
«Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).

Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: Никита шёл « взади» (нужно : сзади ).«Обратно» пошёл

Слайд 8Морфолого-стилистические детское словотворчество
На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» (надо: штукатуры),монтажники.
Стирательная машина (стиральная

)

Морфолого-стилистические детское словотворчество На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» (надо: штукатуры),монтажники.Стирательная машина (стиральная )

Слайд 9 Образование просторечных форм слов общелитературного языка :

« они хочут»

, «ихняя мама» ,
« стрельнул», «еёшний», «здеся», и пр.
Образование просторечных форм слов общелитературного языка :« они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул»,

Слайд 10 Смешение слов, употребляемых только в единственном или только во

множественном числе :

У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .
Съел « два супа» (нужно:две тарелки супу).

Смешение слов, употребляемых только в единственном или только во множественном числе :  У воинов

Слайд 11Синтаксико- стилистические ошибки
Нарушение управления и согласования :

Все радовались красотой природы (

надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .
На вершине бегало и прыгало две белочки.

Синтаксико- стилистические ошибкиНарушение управления и согласования :Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ?

Слайд 12Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла:

Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).

Неудачный порядок слов  в предложении, приводящий к искажению смысла: Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно

Слайд 13 Нарушение
местоименной сочетаемости :

Когда Коля прощался с

отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .

Нарушение  местоименной сочетаемости :Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или

Слайд 14 Местоимённое удвоение подлежащего :

Кирилл – он был самый сильный

в отряде .

Местоимённое удвоение подлежащего :Кирилл – он был самый сильный в отряде .

Слайд 15 Неправильное употребление видовременных форм глагола:

Незнакомец

входит в хижину и поздоровался .

Неправильное употребление видовременных  форм глагола:   Незнакомец входит в хижину и поздоровался .

Слайд 16 Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух вариантах :


неоправданное деление сложного предложения на простые :

Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов .

Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух вариантах : неоправданное деление сложного предложения на простые

Слайд 17неумение делить текст на предложения :

Охотник однажды шёл по

лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .

неумение делить текст на предложения :  Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица

Слайд 18Система работы по исправлению и
предупреждению ошибок
исправление речевых ошибок

учителем в тетрадях учащихся ;
записи и замечания учителя в тетрадях учащихся (в том числе условные знаки
на полях) ;
классная работа над ошибками общими , типичными - на уроках , на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений ( цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого типа);
Система работы по исправлению и предупреждению ошибок  исправление речевых ошибок  учителем в тетрадях учащихся ;

Слайд 19 индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их

обнаружение, уяснение и исправление;
система стилистических упражнений, языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допущенными учениками данного класса;





индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными  ошибками: их обнаружение, уяснение и исправление; система стилистических

Слайд 20языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением

с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
стилистические замечания, где это
возможно, при изучении грамматики;
специальное обучение школьников самостоятельному редактированию ( совершенствованию) собственного сочинения и изложения.


языковые упражнения перед  каждым  сочинением  или  изложением с целью подготовки школьников к использованию

Слайд 21

1. Лес стоит величавый

. Листья в лесу жёлтые , П
красноватые . Листьев на земле много . Речки сейчас
очень красивые , по берегам очень много листьев , и
по воде плывёт много жёлтых и красных листьев .
2. Деревья гнутся от ветра, низко плывут облака. М
С них облетают последние листья .




V – пропуск чего-либо важного
C – неудачный выбор слова
Г – нарушение границ предложения
Z - необходимость абзаца









1. Лес  стоит величавый . Листья в лесу жёлтые ,

Слайд 22Задание 1.

На зелёном лугу растут ромашки, одуванчики, синеет мышинный горошек.

Задание 1.На зелёном лугу растут ромашки, одуванчики, синеет мышинный горошек.

Слайд 23
Задание 2 .

В лесу поют и кричат всякие птицы :

скворцы , кукушка , ворона.



Задание 2 . В лесу поют и кричат всякие птицы : скворцы , кукушка , ворона.

Слайд 24В лесу свистят и щёлкают скворцы.
Вот каркнула ворона .
Вдали кукует

кукушка .

В лесу свистят и щёлкают скворцы.Вот каркнула ворона . Вдали кукует кукушка .

Слайд 25фрагмент урока на тему « Изменение имён прилагательных по родам» (

2 класс )

1. Кругом стоят большие деревья . Ребята собирают грибы . Вдруг стало темно . Большие сосны зашумели , пошёл дождь . Все спрятались под ветками большой ели .
( Слова для замены : огромные , высокие , развесистой ) .
2. Наступила холодная зима . Снег покрыл землю белым ковром . Дует холодный ветер .
( Слова для замены : студёный , ледяной ).

фрагмент урока на тему « Изменение имён прилагательных по родам» ( 2 класс ) 1. Кругом

Слайд 26Ученик написал в своём сочинении :
« Осенью

очень красиво . Деревья покрываются жёлтыми листьями , и только одни ели стоят зелёные» .

Учитель говорит :

« В этом отрывке одно из слов
передаёт не то ,
что бывает на самом деле ;
нужно найти это слово».

Ученик написал в своём сочинении :   « Осенью очень красиво . Деревья покрываются жёлтыми листьями

Слайд 27 Слово «покрываются» неточно передаёт, что происходит на самом

деле : ведь осенью листья желтеют , новых же листьев нет .
Слово «покрываются» неточно передаёт,  что происходит на самом  деле : ведь  осенью

Слайд 28 Предложите правильный вариант.
Текет крыша
Красивше
Туманная утра
Вся семья встретились

Найдите повторы в данных

предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).
Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную поляну.
Рядом с лагерем есть лес, а за ним есть речка.
Ребята бежали за лисой, но она убежала.
Был солнечный день. День был теплый.
Предложите правильный вариант.Текет крышаКрасившеТуманная утраВся семья встретилисьНайдите повторы в данных предложениях, исправьте (предложения записаны на доске).Покрытая

Слайд 29Составьте из двух предложений одно.
. Птиц в парке мало. Потому что

многие улетели в теплые края. . Поймал Сережа ужа. Посадил его в клетку.

Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка. Исправьте и запишите.
. В библиотеке дети читают книги. . Во дворе много маленьких малышей. . На улице хорошая погода.

Составьте из двух предложений одно. . Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.

Слайд 30


Благодарим за внимание

Благодарим за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть