Презентация, доклад по методике преподавания естествознания на темуМетоды экологического образования детей дошкольного возраста

Презентация на тему Презентация по методике преподавания естествознания на темуМетоды экологического образования детей дошкольного возраста, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 35 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Методы экологического образования детей дошкольного возраста
Текст слайда:

Методы экологического образования детей дошкольного возраста


Слайд 2
Методы экологического образования детей дошкольного возрастаМетоды обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе
Текст слайда:

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.
В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).


Слайд 3
Методы экологического образования детей дошкольного возрастаК наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Текст слайда:

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

К наглядным методам относятся
наблюдение,
рассматривание картин,
демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.


Слайд 4
Методы экологического образования детей дошкольного возрастаПрактические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов
Текст слайда:

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.


Слайд 5
Методы экологического образования детей дошкольного возрастаСловесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о
Текст слайда:

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.


Слайд 6
Методы экологического образования детей дошкольного возрастаВыбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных
Текст слайда:

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:
возрастными возможностями детей,
характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.


Слайд 7
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиНаблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.


Слайд 8
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиКЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЙраспознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЙ
распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением.
длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь.
воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы.


Слайд 9
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиКроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения,
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).


Слайд 10
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиЦикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.
Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.


Слайд 11
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиНаблюдение 1. Кто живет в аквариуме?Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой,
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?
Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?
Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?
Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки?
Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки.
Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться.
Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть.
Наблюдение 6. Как рыбка плавает?
Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?
Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями.
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво.
Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит плавниками.


Слайд 12
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиЦикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно —два наблюдения.
Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца.
Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы


Слайд 13
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиРяд требований к его организации и проведению.Цели и задачи наблюдения
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Ряд требований к его организации и проведению.
Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.
Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.
Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).


Слайд 14
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиВ целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д.
Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.


Слайд 15
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиНаряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Наряду с использованием наблюдений в практике работы дошкольных образовательных учреждений широко используется наглядный иллюстративный материал.
Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений, С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно.


Слайд 16
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиВИДЫ НАГЛЯДНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛАкартины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

ВИДЫ НАГЛЯДНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С. Н.Соловьева) и некоторые другие;
картинки, иллюстрации, фотографии;
гербарии, коллекции;
кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.


Слайд 17
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиСодержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),
различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения);
определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.


Слайд 18
Наглядные методы в системе экологической работы с детьмиСодержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского
Текст слайда:

Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимися рядом с ребенком, складывается из следующих моментов:

выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),
различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения);
определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.


Слайд 19
Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников
Текст слайда:

Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников


Слайд 20
моделирования в экологическом образовании дошкольниковМодель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки,
Текст слайда:

моделирования в экологическом образовании дошкольников

Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.
Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы.


Слайд 21
моделирования в экологическом образовании дошкольниковпредметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих
Текст слайда:

моделирования в экологическом образовании дошкольников

предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре).
предметно-схематинеские модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов.


Слайд 22
моделирования в экологическом образовании дошкольниковВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Текст слайда:

моделирования в экологическом образовании дошкольников




ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА


Слайд 23
моделирования в экологическом образовании дошкольниковМладший дошкольный возраст
Текст слайда:

моделирования в экологическом образовании дошкольников

Младший дошкольный возраст



Слайд 24
моделирования в экологическом образовании дошкольниковСредний дошкольный возраст
Текст слайда:

моделирования в экологическом образовании дошкольников

Средний дошкольный возраст



Слайд 25
моделирования в экологическом образовании дошкольниковСтарший дошкольный возраст
Текст слайда:

моделирования в экологическом образовании дошкольников

Старший дошкольный возраст


Слайд 26
Словесные методы в системе экологической работыСловесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение
Текст слайда:

Словесные методы в системе экологической работы

Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты.
Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы.


Слайд 27
Словесные методы в системе экологической работыВыделяют три вида беседы природоведческого содержания:1) установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь
Текст слайда:

Словесные методы в системе экологической работы

Выделяют три вида беседы природоведческого содержания:
1) установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает детям вспомнить ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями;
2) эвристическая беседа. Она направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи и т.д.). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены;
3) итоговая беседа. Она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.)


Слайд 28
Словесные методы в системе экологической работыДля результативности использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста важно подготовить
Текст слайда:

Словесные методы в системе экологической работы

Для результативности использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста важно подготовить к ним самого педагога.
Беседа предполагает диалог. Поэтому воспитателю очень важно продумать и спланировать систему вопросов, касающихся содержания обсуждаемого материала. Вопросы должны опираться на уже имеющиеся у детей знания.
Кроме того, вопросы должны быть разной степени трудности. Воспитателю необходимо продумать вопросы как констатирующего характера, так и поисково-познавательные, что будет оптимально стимулировать активность каждого ребенка (в силу его индивидуальных особенностей) к участию в беседе


Слайд 29
Игра в экологической работе ДОУ1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний,
Текст слайда:

Игра в экологической работе ДОУ

1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.
2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием.
3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.


Слайд 30
Игра в экологической работе ДОУДидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической
Текст слайда:

Игра в экологической работе ДОУ

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами.
В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.
Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр.), развивает память и внимание.


Слайд 31
Игра в экологической работе ДОУПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки
Текст слайда:

Игра в экологической работе ДОУ

ПРЕДМЕТНЫЕ ИГРЫ. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.): Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т.д.
Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.


Слайд 32
Игра в экологической работе ДОУНАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и
Текст слайда:

Игра в экологической работе ДОУ

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы.


Слайд 33
Игра в экологической работе ДОУСЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные
Текст слайда:

Игра в экологической работе ДОУ

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр.
Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.
Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.


Слайд 34
Игра в экологической работе ДОУ	Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с
Текст слайда:

Игра в экологической работе ДОУ

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы.
На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы.
Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.


Слайд 35
Труд как метод воспитания экологически направленной личности В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по
Текст слайда:

Труд как метод воспитания экологически направленной личности

В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:
- индивидуальные поручения (используются во всех возрастных группах). Они дают возможность воспитателю осуществлять более тщательное руководство и контроль за действиями детей, вовремя оказать ребенку необходимую помощь, исправить его ошибки, дать совет, как поступить в той или иной ситуации;
- коллективный труд (используется со средней группы). Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Данная форма организации труда по уходу за природой имеет большое значение для формирования у детей личностных качеств: умения работать сообща, договариваться, планировать деятельность, брать на себя ответственность за результат общей работы и пр.;
- дежурства (используется со второго полугодия средней группы). Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки. Вместе с тем в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть