Слайд 1Развитие количественных представлений дошкольников
Слайд 2Этапы формирования количественных представлений
Дочисловой период
Счетная деятельность
Вычислительная деятельность
Слайд 3Содержание количественных представлений дошкольников
Дочисловой период:
1. Учить видеть, называть и различать отдельные
предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.
2. Учить видеть множество и выделять его элементы:
а) на ограниченном пространстве;
б) в подготовленной обстановке;
3. Учить составлять множества:
а) из одинаковых элементов;
б) из разных элементов;
в) из подмножеств.
Слайд 44. Учить сравнивать множества по количеству:
а) на глаз (резко контрастные по количеству);
б) путем соотнесения
«один к одному» (установлением
взаимно однозначного соответствия);
в)способом наложения;
г)способом приложения;
д)составлением пар;
е)соединением рисунков линиями и др.
5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один
элемент.
Слайд 5Последовательность формирования у детей умения выделять один и много предметов в
окружающей обстановке:
один и много предметов расположены на разных плоскостях;
один и много предметов расположены вперемешку на одной плоскости;
в одном объекте заключено много предметов;
один и много предметов не ограничены ни плоскостями, ни одним объектом.
Слайд 6Содержание количественных представлений дошкольников
Счетная деятельность
Владение счетом включает в себя:
знание слов-числительных и
называние их по порядку;
умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда);
выделение итогового числа.
Слайд 7Активизация словаря
«считай» — назови числительные по порядку;
«посчитай» — ответь на
вопрос «сколько всего?»;
«отсчитай» — выдели часть;
«пересчитай» — проверь;
«сосчитай» — вычисли.
Слайд 8Счет по образцу
1 этап
Что это?
Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько ..?
Посчитай
Сколько
…?
Отсчитай столько …, сколько….
Сколько отсчитал ..?
Почему столько?
Проверь, пересчитай.
Слайд 9Счет по образцу
2 этап
Посчитай, сколько …, и отсчитай столько же ….
Сколько отсчитал …? Почему столько? По скольку … и …?
Слайд 10Счет по образцу
3 этап
Отсчитай столько .., сколько у меня ...
Расскажи, что
у тебя получилось и почему так
Слайд 11Дидактические игры
Остановись, стрелка
Поручения
Магазин и др.
Слайд 12Счетная деятельность
Этапы усложнения:
Счет без обобщающего жеста
Дотрагиваться не рукой, а указкой или
показывать на предмет
Счет на расстоянии
Счет про себя
Слайд 13Счет на слух (счет звуков)
1 этап (4-5 лет)
Посчитай, сколько звуков.
Отсчитай столько
же предметов.
Сколько отложил?
Почему столько?
Проверь, пересчитай.
Слайд 14Счет на слух (счет звуков)
2 этап (6-7 лет)
Посчитайте, сколько звуков услышите,
и отложите столько же кругов.
Посчитали? А теперь откладывайте.
Сколько отложили? Почему столько?
Слайд 15Счет на слух (счет звуков)
3 этап (6-7 лет)
Отложите столько квадратов, сколько
звуков услышите.
Расскажите, что и как вы сделали.
Слайд 16Усложнения
Увеличиваем количество звуков от 1 до 10.
Уменьшаем интервалы между звуками.
Издаются
звуки разные по силе, тону, из разных инструментов.
Дети не видят воспитателя и источник воспроизведения
звука (например, воспитатель за спинами детей, или дети с закрытыми глазами, или используем аудиозапись).
Даем задания, связанные со знанием отношений между
числами, например: «Отложи кругов на один больше, чем звуков услышишь».
Слайд 17Счет на ощупь
1 этап (крупные, объемные предметы)
Посчитай, сколько кубиков под салфеткой,
не подсматривая, и поставь на стол столько же пирамидок.
Сколько поставил? Почему столько?
Открой салфетку, проверь.
Слайд 18Счет на ощупь
2 этап (счетные карточки)
Последовательность обучения:
показываем способ действия: ведущей рукой
вести по карточке слева направо или сверху вниз, другой рукой придерживать карточку;
предлагаем вызванному ребенку посчитать самостоятельно с последующей проверкой;
предлагаем каждому ребенку посчитать свой образец и проверить себя.
Слайд 19Счет на ощупь
3 этап (орехи, желуди, камешки)
Счетные карточки с предметами малого
диаметра (до 1 см)
Расположение – в 2 ряда ( до 10 штук)
Слайд 20Усложнения
Увеличиваем количество от 1 до 10.
Уменьшаем размеры предметов.
Увеличиваем
темп выполнения задания.
Слайд 21Сосчитать пуговицы, поднять руку, у кого 2(3,4,5) пуговиц;
Карточку держим за спиной:
«Пошли, пошли, поехали»;
Найти карточку, на которой 5 пуговиц;
На какой карточке пуговиц больше;
Разложить карточки в порядке увеличения количества пуговиц;
Какая карточка должна быть следующей;
Отсчитать столько же игрушек;
Подобрать к карточке цифру и т.д.
Слайд 22Содержание количественных представлений дошкольников
Счетная деятельность
Владение понятием числа включает в себя:
понимание независимости
результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);
понимание количественного и порядкового
значения числа;
Слайд 23Содержание количественных представлений дошкольников
Счетная деятельность
Представление о натуральном ряде чисел и его
свойствах включает в себя:
знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);
знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);
знание связей между соседними числами (больше, меньше).
Слайд 24Методика обучения порядковому счету
Отличие порядкового счета от количетвенного
Возрастной период
Оборудование
Этапы работы