Слайд 1Тема: «Методика изучения величин. Длина.»
Учитель начальных классов
МБОУ НОВОБЫТОВСКАЯ СОШ
Г. Чехов
Московской области
Бербенева Наталья Владимировна.
Слайд 21 . Понятие величины
В математике под величиной понимают такие свойства предметов,
которые поддаются количественной оценке.
Количественная оценка величины называется
измерением. Процесс измерения предполагает
сравнение данной величины с некоторой мерой, принятой за единицу при измерении
величин этого рода.
Слайд 3К величинам относят длину, массу, время, емкость (объём), площадь и др.
Все
эти величины и единицы их измерения изучаются в начальной школе.
Результатом процесса измерения величины является
определенное численное значение ,показывающее
сколько раз выбранная мера «уложилась» в измеряемую
величину.
Слайд 4 В начальной школе рассматриваются только такие величины, результат
измерения которых выражается
целым положительным числом (натуральным числом).
В связи с этим процесс знакомства ре6енка с величинами и их мерами рассматривается
в методике как спосо6 расширения представлений
ре6енка о роли и возможностях натуральных чисел.
В процессе измерения различных величин
ре6енок упражняется не только в действиях измерения, но и получает новое представление о неизвестной ему ранее роли натурального числа.
Число - это мера величины и сама идея числа 6ыла в 6ольшой мере порождена нео6ходимостью количественной оценки процесса измерения величин.
Слайд 5При знакомстве с величинами можно выделить некоторые о6щие этапы, характеризующиеся
о6щностью
предметных действий ребёнка,
направленных на освоение понятия «величина»:
На 1 -ом этапе выделяются и распознаются свойства и качества предметов.
На 2-ом этапе для сравнения величин используется промежуточная мерка.
Только после этого можно переходить к знакомству с о6шепринятыми стандартными мерами
и измерительными при6орами (линейка, весы,
палетка и т. д.).Это будет 3 этапом знакомства с величинами.
Слайд 61 этап
Сравнивать без измерения можно длины (на глаз, приложением
и наложением), массы(прикидкой на руке); ёмкости (на глаз); площади (на глаз и
наложением); время (ориентируясь на субъективное
ощущение длительности или какие-то внешние признаки этого процесса: времена года различаются
по сезонным признакам в природе, время суток - по движению солнца и т. п.)
На этом этапе важно подвести ребёнка к пониманию того, что есть качества предметов субъективные(кислое-сладкое) или объективные (оттенки цвета) , а есть качества, которые
позволяют провести точную оценку разницы (на сколько больше или меньше).
Слайд 72 этап
Данный этап очень важен для формирования представлений о самой идее
измерения посредством промежуточных мер.
Мера может 6ыть произвольно вы6рана ре6енком из окружающей действительности: для емкости – стакан,
для длины – кусочек шнурка, для площади - тетрадь и т. п. (Удава можно измерять и в мартышках, и в попугаях.)
До изо6ретения общепринятой системы мер человечество активно пользовалось естественными мерами- шаг,
ладонь, локоть и т.п. От естественных мер произошли дюйм, фут, пуд, аршин и т.п.
Полезно побуждать ребёнка пройти этот этап истории развития измерений, используя естественные меры
своего тела как промежуточные.
Слайд 8 3накомство со стандартными мерами величин в школе связывают с
этапами изучения нумерации,
поскольку большинство стандартных мер
ориентировано на десятичную систему счисления:
1м=100см, 1кг=1000г
Таким образом деятельность измерения в школе очень быстро сменяется деятельностью прео6разования численных значений результатов измерения.
Школьник практически не занимается
непосредственно измерениями и ра6отой величинами,
он выполняет арифметические действия с заданными ему условиями задания или задачи
численными значениями величин.
Слайд 9В результате изучения величин учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями
и навыками:
1)
познакомиться с единицами каждой величины, получить наглядное представление о каждой
единице, а также усвоить соотношения между _
всеми изученными единицами каждой из величин,
т. е. знать та6лицы единиц и уметь их применять при решении практических и уче6ных задач;
2) знать, с помощью каких инструментов и при6оров измеряют каждую величину, иметь
четкое представление о процессе измерения
длины, массы, времени, научиться измерять и строить отрезки с помощью линейки.
Слайд 10 2.Длина
Длина - это характеристика линейных размеров предмета (протяженности).
С длиной и с единицами ее измерения дети знакомятся на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Первое представления о длине дети получают в дошкольном возрасте, они выделяют линейную
протяженность предмета: длину, ширину, расстояние
между предметами.
К началу о6учения в школе дети должны правильно
устанавливать отношения «шире -уже»,
«дальше - 6лиже», «длиннее – короче».
Слайд 11
В 1 классе с первых уроков математики дети выполняют задания по
уточнению пространственных представлений:
что тоньше: книга или тетрадь;
какой карандаш длиннее;
кто выше, кто ниже.
В 1 классе дети знакомятся с первой единицей длины - это сантиметр.
Сантиметр- метрическая мера длины. Сантиметр равен одной сотой доле метра, десятой доле дециметра.
3аписывается так: 1 см (6ез точки).
!
Слайд 12В 1 классе дети получают наглядное представление о сантиметре.
Они выполняют
следующие задания:
1) измеряют длину полосок с помощью модели сантиметра;
2) измеряют длину полосок с помощью линейки.
Что6ы измерить длину полоски, надо приложить к ней линейку так, что6ы начало полоски соответствовало
цифре 0 на линейке.
Число соответствующее концу полоски и есть ее длина.
Слайд 13Дети выполняют следующие виды заданий:
сравнение длин полосок с помощью мерок произвольной
длины ;
При выполнении задания ре6енок ссылается на счет мерок:6ольше мерок уложилось по длине отрезка,
значит отрезок длиннее.
2) нахождение равных и неравных отрезков; определение, на сколько один отрезок больше
или меньше другого;
3) измерение отрезков и их сравнение с помощью линейки (измерить длину отрезка; сравнить длины
отрезков, начертить отрезок заданной длины).
Слайд 14Во 2 классе дети знакомятся с такими единицами измерения длины как
дециметр и метр.
Дециметр - метрическая мера одной
десятой доле метра. 3аписывается:
1 дм (без точки)
Слайд 15Дети получают наглядное представление о6 отрезке
равном 10 см и выполняют
задания следующего характера:
1) измерение предметов с помощью модели дециметра (аль6ом, книга, парта);
2) вычерчивание в тетради отрезка длиной 1 дм;
3) сравнение изученных величин:
Сравни:
1дм* 1см
14см*4дм
4) прео6разование величин:
3аполни пропуски:
2 дм = ...см
50 см = ... дм
В основе выполнения заданий на сравнение и прео6разованиевеличин лежит знание соотношения:
1 дм = 10 см
Слайд 16Метр - основная мера длины.
Во 2 классе дети получают наглядное представление
о метре и знакомятся с основными метрическими
соотношениями:
10дм=1м; 100см=1м
Дети учатся о6означать новую единицу длины:
м (6ез точки), измерять предметы с помощью новой
единицы длины (шнур, доска, класс).
В качестве инструмента используется метровая линейка или портковская лента.
Слайд 17Учащиеся выполняют следующие задания:
1) сравнение:
Поставь знак сравнения
1 м * 99см
1 м * 9дм
2) прео6разование величин:
Вырази единицы величин одного наименования через другие:
5 м=…дм
3 м 2дм=...дм
Выполняя прео6разования, дети используют та6лицу соотношения единиц длины:
1 м = 10 дм, 3 м - это в 3 раза 6ольше, значит,
3 м = 30 дм, да еще 2 дм - всего получается 32 дм.
3аполни пропуски:
56 дм = ... м ... дм
Слайд 18Километр - это метрическая мера длины.
Километр равен 1000 м.
3аписывается так:
1 км (6ез точки).
Детей можно познакомить с тем, что «кило» в
переводе на русский о6означает «тысяча», «километр»-
тысяча метров.
1км = 1000м
Сравни:
1км * 1000 м
2м 50см*2 м 5см
3аполни пропуски:
1000см=...м
5000м=... км
Слайд 19В 4 классе в задания для прео6разования и сравнения величин вводится
новая единица: миллиметр.
Миллиметр - метрическая мера длины.
Миллиметр равен одной тысячной доле метра,
т. е. десятой доле сантиметра. 3аписывается так:
1 мм (6ез точки).
1см = 10мм
Школьники выполняют задания вида:
измерение предметов (гвоздь, шуруп), выражение результатов в миллиметрах;
2) вычерчивание отрезков разной длины: (9 мм, 6 мм,
2 см 3 мм);
Слайд 203) про6разование величин;
3аполни пропуски:
620 мм = ... см
Рассуждение: в 620
мм столько сантиметров, сколько в числе 620 десятков.
3аполни пропуски:72 км 276 м = ... м
Рассуждение: вначале переводим километры в метры:
1 км = 1000 м,
72 км = 72 000 м да ещё 276 м = 72 276 м
4) сравнение;
Сравни:
1км * 100м
7200 мм * 72км
Слайд 21В 4 классе составляется сводная та6лица:
1 км = 1000 м
1
м = 100 см
1 см = 10 мм
1 м=10 дм
1 дм= 10 см
После составления данной та6лицы детям предлагают задания на под6ор подходящих единиц измерения:
3аполни пропуски:
1 ... = 10...
1 ... = 100...
1 ... = 1000...
Слайд 22Использованная литература
Белошистая А. Б. Методика о6уячния математике в начальной школе: курс
лекций:уче6. посо6ие для
студентов вузов, о6учающихся по спец.
«Педагогика и методика начального о6разования»
/ А.Б. Белошистая' - М : Гуманитар. изд.центр Владос.2007. - 455с.:ил. - (Вузовское о6разование).
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В.
Методика преподавания математики в начальных клас-
сах: Учеб. пособие для учащихся школ, отд-ний пед. уч-щ
(спец. № 2001)/Под ред. М. А. Бантовой—3-е изд.,
испр.— М.: Просвещение, 1984.— 335 е., ил.