Слайд 1 Мастер-класс
по развитию мыслительной деятельности детей с ЗПР на
уроках математики
в 2 – 4 классах.
Учитель начальных классов Пешехонова М. А.
Слайд 2 Известно, что математика как учебный предмет требует
от
ребенка наличия определенных способностей:
умения анализировать и обобщать материал;
мыслить отвлеченно, абстрактными категориями;
гибкости мышления;
наличия специфической математической памяти.
Указанные способности, необходимые для успешного овладения
математическими знаниями, у детей с ОВЗ развиты недостаточно.
Слайд 3Психолого-педагогические исследования, а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о
том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как особенностями мыслительной деятельности учащихся, так и спецификой самого предмета.
Слайд 4 Показано, что специфическое отставание
по математике детей рассматриваемой категории вызвано различными причинами, среди которых особое значение имеют:
недостаточное развитие способности к обобщению,
ригидность мыслительных действий,
недостаточное развитие способности к логическому мышлению.
Слайд 5 Изучение математики должно быть направлено
не только на усвоение системы знаний, умений и навыков, но и на формирование мыслительной деятельности, повышение общего развития школьников рассматриваемой категории.
Занимательный математический материал, составленный на основе законов мышления, является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей и развитию приемов умственной деятельности.
Слайд 6 На уроках математики необходимо большое
внимание уделять:
1) упражнениям по преобразованию геометрических фигур, направленным на уточнение знаний о геометрических фигурах и их свойствах, на развитие сенсорных и мыслительных способностей, усвоение способов преобразования соединения. С этой целью используются игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур, предназначенные для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Они вызывают у учащихся с задержкой психического развития интерес к конечному результату, желание решить задачу самостоятельно, проявляя настойчивость, смекалку, сообразительность. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление школьников, создают условия для развития логических компонентов мышления.
Слайд 7 Например, изучение равнобедренного треугольника можно предварить следующим упражнением:
- Постройте
квадрат. Проведите отрезок внутри квадрата таким образом, чтобы получилось два треугольника. Что можно сказать о сторонах получившихся треугольников?
Выполнив данное упражнение, обращаем внимание на то, что в каждом из полученных треугольников две стороны равны, что дает возможность ввести понятие равнобедренного треугольника.
Слайд 8Какой треугольник «лишний»?
1
4
2
3
Слайд 9- Назовите геометрические фигуры, изображенные на рис.:
Слайд 10 Переложите 2 спички так, чтобы
образовалось 5 равных квадратов.
Слайд 12Разделите круглый сыр
тремя разрезами
на 8 одинаковых частей.
Слайд 13. 2) группе заданий, направленных на развитие логического мышления, умения размышлять,
определять закономерности, делать выводы и умозаключения, способствовать формированию умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что учащиеся могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.
Слайд 14Расположи числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, чтобы их сумма
по сторонам треугольника равнялась 12.
Слайд 15Расставьте в записи
скобки так, чтобы значение
получившегося выражения
было бы равно
Слайд 16Найди «сбежавшие» числа:
56 - … =
32
15 + … = 36
… + 24 = 67
… - 51 = 13
54 : … = 6
9 × … =72
64
43
21
24
9
42
7
6
8
23
Слайд 17 ПОМОГИТЕ !
У меня не
получается.
Найдите ошибку!
1348
- 68_
1348
- 68_
1 280
1230
15
1230
- 15
1215
Слайд 193) группе заданий, направленных на формирование у учащихся мыслительных процессов: анализ,
синтез, сравнение, классификация. Данные задания предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки.
Слайд 20Перед вами чертеж
с пятью фигурами.
Я полагаю, что на чертеже
нет «лишней» фигуры.
Так ли это?
1
2
3
4
5
Слайд 24 «Потерянные» слова.
Незнайка растерял не только запятые, но и слова. Ваша задача среди букв найти слова - математические термины. Смотреть нужно по строчкам.
Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв
ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс
прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель
Слайд 25Авгкспзрфдесятичнаясвщтрадробьрсмцкбгфмнщсложениеприв
ивкасонвычитаниетрросразрядснегопрямаявеникптомчкатронс
прзнаменательсвфмиокрпиктотрубакримонеёжбнрпсчислитель
Слайд 264) группе заданий, представленных задачами-шутками, считалочками, ребусами. В задачах-шутках имеются числовые
данные, но производить с ними арифметических действий не надо. Их не следует решать как обычные арифметические задачи, используя то или иное арифметическое действие, они должны побуждать учащихся к рассуждению, научить их мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Использование математических ребусов способствует развитию сравнения, анализа и синтеза, мышления в целом у школьников с задержкой психического развития. При этом ребусы нужно подбирать с опорой на знания учащихся о геометрических формах, их видоизменениях, называние числительных. Занимательный математический материал можно включать на каждом уроке в этап устного счета.
Слайд 27Летела стая гусей.
Один гусь впереди и два позади.
Один гусь позади
и два впереди,
один между двумя
и три в ряд.
Сколько их было?
Три, друг за другом.
Слайд 28Женщина обращается к кому-то
из вашего класса и говорит:
«Я тебе
мама, но ты мне не сын».
Что это значит?
Она обращается к девочке.
Слайд 29Волк и лиса
соревновались в беге.
Кто какое место занял,
Если известно,
что
волк был одним из первых,
а лиса была предпоследней?
Лиса - 1 место,
волк - 2 место.
Устные упражнения при работе
с детьми с ОВЗ имеют ряд преимуществ:
1. Дают возможность охватить большой объём материала за короткий промежуток времени.
2. Позволяют по реакции класса в тот или иной мере судить об усвоении материала, готовить к изучению нового, помогают выявить ошибки.
3. Дисциплинируют учащихся, помогают настроиться на работу в начале урока.
4. В середине и в конце урока служат переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной работой. При этом обеспечивается самостоятельность выполнения заданий.
5. Больше учащихся получают возможность ответить, проверить правильность решений.
6. Каждый ученик, по мере своих возможностей, может ответить на тот или иной вопрос или задание.
Слайд 32Обратная связь
(отображения ответов с помощью карточек)
Слайд 33 Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже
самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
Слайд 34 У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм
мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями
Использование разнообразного занимательного математического материала создает благоприятные условия для развития мыслительной деятельности школьников с задержкой психического развития, а именно развивает математическое мышление, активизирует познавательную деятельность, способствует повышению интереса и положительной мотивации к математике.
Слайд 35Мастер-класс мне …
понравился
было скучно
не понравился
Слайд 38Интернет-Ресурсы
http://pedsovet.su/load/412 шаблон презентации
http://articlekz.com/article/5790 Развитие мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития на уроках математики
3) www.myshared.ru презентации онлайн
4) http://garnett.ru/10-klass/formirovanie-prostranstvennykh-i-geometricheskikh-predstavlenii-u-uchashchikhsia-spetcialnoi-ko/ Формирование пространственных и геометрических представлений у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
5) http://vsemzagadki.narod.ru/magia_chisel/chislovye_treugolniki.html Магия чисел
Новикова Е. Н. Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики
в классах коррекционно – компенсирующего обучения
Тарасова В. В. Устный счёт на уроках математики
http://miranimashek.com/photo/animacija_animashki/63-0-11619