Слайд 1
Хокку как один из приемов
реализации деятельностного подхода
на уроках литературы
Учитель
начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ Гимназии № 4
Сушкина Н.Н.
Слайд 2Что такое хокку ?
Хокку - это семнадцатисложное нерифмованное трехстишие со строгим
делением слогов по строчкам: пять в первой, семь во второй, пять в третьей. Но это касается именно японского языка. При переводе такая четкость может исчезнуть.
Оригинал
Фуруике я (5)
Кавадзу тобикому (7)
Миндзу-но ото. (5)
Перевод
Старый пруд. (3)
Лягушка прыгает. (6)
Всплеск воды. (3)
Каждая строка должна отвечать на соответствующие вопросы:
первая - «Где?»,
вторая – «Что?»,
третья - «Когда?».
Слайд 3Цель урока:
Научить анализировать японские хокку;
Помочь раскрыть их глубокий философский смысл;
Формировать эмоционально-ценностное
отношение к жизни;
Создавать учебные ситуации для становления социального опыта.
Слайд 4
Задачи
Расширять знания, полученные на уроках
литературного чтения.
Подбирать с помощью
хокку эпиграфы к разделам литературы.
Раскрывать идею литературного произведения японскими трехстишиями.
Воспитывать любовь и уважение к родной культуре и культуре других народов.
Формировать морально – этические качеств.
Развивать способность к анализу, обобщению, сравнению.
Развивать философское мышление через анализ японских хокку.
Развивать творчество ребёнка путём самостоятельного придумывания японских трёхстиший.
Слайд 5Способы работы
глубокий анализ текста;
обобщение;
рассуждение;
наблюдение;
самостоятельная творческая работа.
Все эти способы деятельности
являются важнейшими для формирования УУД
(регулятивные), определенными
стандартом 2009.
Слайд 6Деятельностный подход к обучению предполагает
• наличие у детей познавательного мотива (желания
узнать, открыть, научиться) ;
наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); (целеполагание: зачем? какой результат достигну?)
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний (планирую свои учебные действия и пробую получить продукт);
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу(достиг ли я цели?)
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач(трансляция в жизненном опыте)
Слайд 7Виды заданий
Задание № 1
Сравните два высказывания:
«Всякому мила
своя сторона»
«Не из обычных
людей тот,
Которого манит
Дерево без цветов»
Слайд 8
Задание № 2
Прочитайте русские пословицы и выберите ту, что перекликается с
изученным произведением по смыслу
Не все то золото, что блестит.
Шуба овечья, душа человечья.
Красна ягода, да на вкус горька.
Слайд 9
Задание № 3
Предлагается неполное японское хокку из двух строк.
Нужно определить
главную мысль автора (намек) и правильно подобрать из предложенных вариантов третью строчку (продолжение стиха)
Хокку
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
…………………………………
Варианты ответов
а) Но как холодно в доме.
б) Даже лица звезд.
в) Под вишнями в цвету
Ответы к заданию № 3
Слайд 10
Задание № 4
Внимательно, не торопясь, прочитай стихи. Определи главную мысль.
Домысли,
дочувствуй и запиши третью строчку, поделись своими мыслями со всеми.
Хокку
О, с какой тоской
Птица из клетки глядит.
……………………………
Ответ к заданию № 4
Слайд 11
Задание № 5
Предлагается учащимся побыть в роли японского поэта.
Написать собственное
хокку. (Можно предложить тему или какое-либо произведение).
Хокку, сочиненные учащимися 3 «Б» класса гимназии № 4.
Слайд 12
Ответы к заданию № 3
Предлагается неполное японское хокку из
двух строк. Нужно определить главную мысль автора (намек) и правильно подобрать из предложенных вариантов третью строчку (продолжение стиха)
Хокку
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Варианты ответов:
а) Но как холодно в доме.
б) Даже лица звезд.
в) Под вишнями в цвету.
(Мысль всеобщего единства, любование красотой природы и соблюдение традиций делает людей ближе, без разделения на бедных и богатых, вражда забывается)
Слайд 13
Ответ к заданию № 4
Внимательно, не торопясь, прочитай стихи. Определи главную
мысль. Домысли, дочувствуй и запиши третью строчку, поделись своими мыслями со всеми.
Хокку
О, с какой тоской
Птица из клетки глядит.
(ответ японского автора: на полет мотылька.)
Либо дети предлагают свои варианты.
Слайд 14Хокку, сочиненные учащимися 3 «Б» класса гимназии № 4
Слайд 15Древняя мудрость:
Всматривайтесь в привычное-
И вы увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое-
И вы увидите
красивое.
Всматривайтесь в простое-
И вы увидите сложное.
Всматривайтесь в малое-
И вы увидите великое.
Какие слова в этой мудрости главные?
«ВСМАТРИВАЙТЕСЬ - И ВЫ УВИДИТЕ»
Слайд 16 Работа с японскими трехстишиями дает возможность развивать в
детях не только способность аналитически мыслить, философски рассуждать, обобщать, но и
задумываться над смыслом жизни,
перенимать жизненный опыт,
воспитывать любовь и уважение к родной культуре и культуре других народов,
формировать морально – этические качества у детей.
Слайд 17
Японские хокку можно использовать не только в программе Л. В. Занкова
по литературному чтению, но и других программах по литературному чтению, окружающему миру, предметам НРК начальной школы, а также как дополнительный курс для индивидуальной
работы с одаренными детьми и внеурочном пространстве.