Слайд 1 «Роль школьного музея в развитии творческих способностей младших школьников на
уроках литературного чтения»
Федорова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №2»
Слайд 3Литературное чтение- предмет,
трогающий душу, мысли,
чувства
В.А. Сухомлинский: «Чтение-это окошко, через
которое дети видят
и познают мир
и самих себя»
Слайд 4Развитие творческих
способностей
организация форм взаимодействия
ребёнка со взрослым;
ориентация учителя на развитие творческих способностей;
взаимосвязь учителя и ученика; создание субъектных отношений на понимании и доверии;
гармонизация отношений в системе: учитель-ученик
Слайд 6Тема урока литературного чтения
Здравствуй,
«Букварь»
Русская народная сказка
«Пузырь, соломинка,
лапоть»
Тема музейного урока
(экскурсии)
Урок-праздник
Обзорная экскурсия
Тематическая экскурсия «История одного предмета. Лапоть-лапоток»
Слайд 7Русская народная сказка «Пузырь, соломинка, лапоть» (Тематическая экскурсия
«История одного предмета.
Лапоть-лапоток»)
Место проведения: музей «Русский быт»)
Здравствуй, «Букварь»
(«Урок-праздник»
обзорная экскурсия)
Место проведения: музей «История и развитие школы»)
Слайд 8Место проведения: музей «Русский быт»
Литературное слушание. Фольклор: песенка - закличка Веснянки,
загадки.
Устное народное творчество. Какие бывают загадки, игры.
Слайд 9Место проведения: музей «Русский быт»
Народная мудрость
(игровое занятие)
Малые жанры фольклора (потешки,
считалки, загадки,
пословицы, поговорки)
(Игровое занятие «Ой, вы, гости-господа»)
Слайд 10Место проведения: музей «Русский быт»
Инсценирование русских народных сказок
Русская народная сказка. «Самое
дорогое»
( Жизнь и быт русского народа)
Слайд 11Игровые уроки в музее «Русский быт»
Слайд 12Произведения ко Дню Победы.
С. Михалков «Быль для детей»( экскурсия «Война
и дети»,место проведения музей Боевой славы)
Слайд 13Обобщение по разделу М.М.Пришвин «Рассказы о природе»
( Тематическая экскурсия по второму
залу музейной экспозиции «Природа края»)
Слайд 14Формы музейных уроков
по литературному чтению
интегрированные уроки: уроки основанные на межпредметных
связях, уроки-исследования, урок-комментарий, урок-репортаж, анализ источника;
уроки в форме соревнований и игр, турниров, викторин конкурсов, эстафет;
урок мужества, урок любви, урок-презентация, урок мудрости;
уроки с использованием фантазии: урок-сюрприз, урок-сказка; урок-суд, следствие.
Слайд 15Методы
демонстрационный (словесное развертывание образов произведения),
театрализации или инсценизации,
погружение в прошлое,
поисковый (проблемный),
практический,
ролевая игра,
изобразительная творческая деятельность
Слайд 16Приемы
интерпретация сказки,
«Мозаика»,
создание собственных текстов,
сочинительство сказок,
мозговой штурм,
слова на
ответ
Слайд 17Прием: слово на ответ
Задание
Объяснение крылатых выражений или нахождение значения слова из
нескольких вариантов
(по тексту)
Запиши текст
на современном языке
Наступило время обеда. Все домовчане сели за ладонь, только где-то шлындал маленький отрок. Дверь отворилась и все увидели кукомою, грязного, мокрого. Он снял катанки, протер зрелки и стал шамкать о године. Мама покачала головой и отправила вертуна умываться.
Слайд 18После прогулки
Наступило время обеда. Вся семья села
за стол, только где-то гулял без дела маленький мальчик.
Дверь открылась и все увидели неряху, грязного, мокрого. Он снял валенки, протер очки и стал говорить что-то невнятно о хорошей погоде. Мама покачала головой и отправила непоседу умываться.
Слайд 19Прием создания собственных текстов
«Пишем сказку»
Создай собственное произведение из набора музейных предметов
(лампа, печка, сундук, крынка, самовар,
утюг, рубель)
(можно использовать другие предметы из музеев)
Слайд 20
Положительная динамика учебных достижений учащихся по литературному чтению
2012-2013 учебный год
Уровень обученности
-68,6 %
Качество знаний - 75 %
2013-2014 учебный год
Уровень обученности - 69,6 %
Качество знаний - 78, 6%
2014-2015 учебный год
Уровень обученности -71,9%
Качество знаний - 83%
Слайд 21Суммарные показатели продуктивности, гибкости, оригинальности,
разработанности творческого мышления
Слайд 22 Результаты в личностном развитии учащихся