Презентация, доклад по литературному чтению : Художественная литература национальных регионов России на русском языке. Фольклор черкесов (адыгов).Нартский эпос.

Содержание

создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал школьников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к

Слайд 1
Тема: Художественная литература национальных регионов России на русском языке.
Фольклор черкесов (адыгов).Нартский

эпос.


Подготовила учитель начальных классов Ашинова Альбина Мухамедовна.

МКОУ «СОШ № 27» г.Нальчик

Тема: Художественная литература национальных регионов России на русском языке.Фольклор черкесов (адыгов).Нартский эпос.Подготовила учитель начальных классов Ашинова Альбина

Слайд 2 создание условий, раскрывающих творческий и

интеллектуальный потенциал школьников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Задачи проекта:
Сформировать у ребенка представления о себе, своей семье и социальном окружении.
Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народным фольклором ,традициями.
Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, наследию, традициям, городу, его жителям.

Цель проекта:

создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал школьников, ориентированных на диалогическое

Слайд 3 Занятия познавательного цикла, по развитию речи; Совместная продуктивная деятельность

воспитателей и детей (изготовление поделок из природного материала, работа над краткосрочными проектами «Мой край», «История моего края», «Моя семья, традиции моей семьи», «Мой любимый герой эпоса» сочинение сказок , посещение музея и прочее);

Знакомство с творчеством художников и писателей Кабардино-Балкарии, чтение произведений писателей, разучивание стихов.


Реализация проекта осуществляется через:

Занятия познавательного цикла, по развитию речи; Совместная продуктивная деятельность воспитателей и детей (изготовление поделок

Слайд 4Фольклор черкесов (адыгов)
Богатейший фольклор черкесов создавался в глубокой древности.
Он состоит:
- из

песен ;
- сказок и сказаний ;
- пословиц;
- загадок и иносказаний ;
- частушек;
- скороговорок
Черкесские песни делятся на героические -, исторические, обрядовые -,любовно-лирические, траурные песни пахоты, косьбы, свадебные,танцевальные и многие другие. Они исполняются на всех семейных и общественных празденствах в сопровождении струнных оркестров, гармоний и др. инструментов.
Фольклор черкесов (адыгов)Богатейший фольклор черкесов создавался в глубокой древности.Он состоит:- из песен ;- сказок и сказаний ;-

Слайд 5Нарты - легендарные герои древнего народного эпоса, общего для всего Северного

Кавказа.  Само слово "нарт" означает - "глаз дарящий", т.е. готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. Первые записи сказаний о нартах на кабардино-адыгейском языке появились в сороковых годах прошлого века. Эпос “Нарты” по своей художественной значимости приравнивается к таким мировым произведениям устного народного творчества, какими являются “Илиада”, “Одиссея”, “Махабхарата”. Автором записей был Шора Ногмов. Приблизительно в те же годы этнограф и литератор Султан-Хан-Гирей опубликовал черкесские мифы и легенды из нартского эпоса. Другим наиболее круп­ным собирателем нартских сказаний был Кази Атажукин. В нартский эпос входят сказания о Сосруко, Бадыноко, Ашамезе, Батарезе, Тлепше, Уазырмесе, девушке Мелечипхе, Куйцуке, Шауее, девушке Даханаго и др. Нартский эпос является отражением национального характера не только черкесов, но и всех северокавказцев. Содержание этого эпоса разворачивается вокруг жизненно важных, конкретных тем и конфликтов: глубокое чувство любви к родной земле, трудолюбие героев эпоса, их бесстрашие в борьбе с носителями зла, помощь слабому, защита обиженного, выносливость в походах, смекалка в трудные минуты, твердость характера и неукратимость в борьбе. Нарты - бесстрашные защитники родины. Стоит только приблизиться врагу к стране нартов, как стар и млад, все выходят на поле битвы.

Нартский эпос.

“Только тот достоин счастья, Кто добудет счастье людям”. Из эпоса “Нарты”.

Нарты - легендарные герои древнего народного эпоса, общего для всего Северного Кавказа.  Само слово

Слайд 6Богатыри - нарты и храбрые воины, и хлебопашцы, но они также

искусные плясуны, певцы и музыканты. На нартских сходах-хасах всегда устраивались соревнования по джигитовке,





стрельбе из лука,метанию камня и борьбе. Лучшие певцы и музыканты удостаивались даже золотой чаши.

Богатыри - нарты и храбрые воины, и хлебопашцы, но они также искусные плясуны, певцы и музыканты. На

Слайд 7В нартском эпосе почетное место занимает и женщина. Она - заботливая,

любящая мать, воспитательница богатырей, готовых на славные подвиги во имя родной земли, она мудрый, верный друг мужчины, нередко помогающая ему разгадать тайны природы, коварные происки врагов и одолеть их. Нарты идут за советом к матери Сатаней, и она находит выход из самого сложного положения.
Интересен и образ маленькой Малечипх, мудрой, на­ходчивой, остроумной. Сказанное о Малечипхе - это сво­еобразный гимн уму и верности женщины, силе ее большой преданной любви, которая преодолевает все испытания.
Особое место среди женских образов эпоса занимает Даханаго. Девушка Даханаго - поэтическое олицетворе­ние человеческого счастья. На недосягаемых снежных вершинах обитает Даханаго - Счастье народное. Девяно­сто девять витязей хотели завладеть ею, но все они по­гибли. Погибли потому, что «каждый жаждал власти, счастьем завладеть пытаясь»

Женщины в нартском эпосе

В нартском эпосе почетное место занимает и женщина. Она - заботливая, любящая мать, воспитательница богатырей, готовых на

Слайд 8Сатаней-гуаша1 у реки стирала. Нартский пастух, которого звали Сосом2, пас коров на

другом берегу реки. Не совладал он с собой, семени своего не смог удержать, попал им в камень, лежавший рядом с Сатаней.
Сатаней камень взяла, в теплую тряпку завернула, в дом принесла и на печь положила. Семя пастуха, что лежало в теплой тряпке, все росло и большим стало. Родившемуся из него мальчику дали имя Сосруко3. Тело Сосруко стало сталью, крепчайшей сталью. Отнесли Сосруко в кузницу к Тлепшу4 и семь раз закалили. После этого его тело чуть мягче стало. Но когда Сосруко закаляли, держали его клещами за колени и они остались такими, как у обычного человека.
1. Сатаней-гуаша главная героиня адыгского эпоса, хозяйка и распорядительница всего нартского хозяйства
2. Сос – одно из имен пастуха.
3. Сосруко – букв. “сын Coca”, главный герой адыгского нартского эпоса
4. Тлепш – бог железа, покровитель кузнецов.

Нарты. Сосруко.

Сатаней-гуаша1 у реки стирала. Нартский пастух, которого звали Сосом2, пас коров на другом берегу реки. Не совладал он

Слайд 9Бадыноко прежде всего - защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин,

«гроза чинтов» - извечных врагов нартов. Его мать, отважная воительница, воспитала его в духе ненависти к чинтам, свирепым разорителям нартской земли, «уничтожившим все живое.Бадыноко — оплот морали в адыгском эпосе, как старый Урызмаг — в осетинской нартиаде и Карашаууай — в карачаево-балкарской. Герой мудр и сдержан, почитает старших. Бадыноко совершает подвиги в одиночку, редко — в паре с кем-то из нартов (с Сосруко). Герой родился в доме нарта Бадына, но вырос вдали от нартского общества, потому что те пытались убить Бадыноко, когда он еще был младенцем. Богатырь прославился тем, что разгромил вечных врагов нартских родов — чинтов и победил злого иныжа. Бадыноко не любит шумных пиров и сборищ. В отличие от нартов-богоборцев, Бадыноко обращается за помощью к небожителям и пытается внушить богобоязненность соплеменникам. Благодаря Бадыноко жестокий нартский закон, гласящий, что старых нартов, не способных ходить в походы, нужно сбрасывать со скалы, был отменен, а его отец Бадын был спасен. Бадыноко считается наиболее архаичным героем адыгской нартиады.

Бадыноко.

Бадыноко прежде всего - защитник родной земли, беспримерно храбрый, суровый воин, «гроза чинтов» - извечных врагов нартов.

Слайд 10 В сказаниях о нарте Батарезе читатель без труда

обнаружит, что это сказание не только в общем, но и в деталях сходится с известным в греческой мифологии повествованием о прикованном Прометее. Если обратиться к самим греческим авторам, которые называли Кавказ как место заточения Прометея, то становится бесспорным факт, что легенда о прикованном к скале впервые зародилась среди кавказских племен и народностей. Бог хочет образумить нарта Батраза и посылает ему испытание, с которым тот не может справиться. Всевышний оставил на дороге перед Батразом мешочек, который весил столько же, сколько весит Земля. Батраз с трудом отрывает мешочек от земли, при этом сам уходит в землю по пояс.

Батараз

В сказаниях о нарте Батарезе читатель без труда обнаружит, что это сказание не только

Слайд 11 Ашамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от

небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Интересна свирель Ашамаза — она имеет два конца, один — черный, другой — белый. Если подуть в черный конец, то наступает засуха, голод, а если подуть в другой конец — изобилие, радость. Для мышления древних характерно и такое отождествление: черное — смерть, светлое — жизнь. Добро и зло тоже из одной сущности, из одного предмета. Добро и зло не от бога и не от человека, а сами по себе, соприкасаясь, находятся в свирели, и лишь тот, в чьи руки она попадет, определяет характер будущего;

Ашамаз

Ашамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с

Слайд 12 Одно из главных мест в нартском эпосе занимает

Тлепш — покровитель кузнечного ремесла, любимец нартов, творец первых кузнечных орудий: молота, клещей, наковальни и серпа.

Тлепш

Одно из главных мест в нартском эпосе занимает Тлепш — покровитель кузнечного ремесла, любимец

Слайд 13Малечипх
Интересен и образ маленькой Малечипх, мудрой, находчивой, остроумной. Сказанное о Малечипхе

- это своеобразный гимн уму и верности женщины, силе ее большой преданной любви, которая преодолевает все испытания.
МалечипхИнтересен и образ маленькой Малечипх, мудрой, находчивой, остроумной. Сказанное о Малечипхе - это своеобразный гимн уму и

Слайд 14Даханаго
Особое место среди женских образов эпоса занимает Даханаго. Девушка

Даханаго - поэтическое олицетворение человеческого счастья. На недосягаемых снежных вершинах обитает Даханаго - Счастье народное. Девяносто девять витязей хотели завладеть ею, но все они погибли. Погибли потому, что «каждый жаждал власти, счас­тьем завладеть пытаясь»

Сказание о Даханаго.
Говорит сказанье нартов: «Кто красивей всех красавиц?» Красотою славясь дивьей, Всех красивей — Даханаго. Нету равной Даханаго: Светозарна дни и ночи — Ей сродни весною солнце И луна во тьме осенней. Руки белые во мраке Светом светятся лучистым, Брови — ласточкины крылья, Косы — шелка шелковистей. На щеках — зари румянец, А глаза — как звезды блещут. Кто ни взглянет — всех пленяет, Все сердца пред ней трепещут»

Даханаго  Особое место среди женских образов эпоса занимает Даханаго. Девушка Даханаго - поэтическое олицетворение человеческого счастья.

Слайд 15Сатаней
Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и

супруга. Нарты всегда обращаются за советом к Сатаней, и советы ее всегда оказываются верными. Многие нарты избежали смерти благодаря этой героине. Сатаней по праву пользуется безграничным уважением среди нартов и занимает в их обществе едва ли не самый высокий статус. 
СатанейЭта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга. Нарты всегда обращаются за советом

Слайд 16Используемые ресурсы:
Гадагатль А.М. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса

“Нартхэр” адыгских народов. Монография. - Майкоп: ГУРИПП “Адыгея”, 2002. - 440с.
 Непсо М.С. Адыгская художественная культура. – Майкоп, РИПО “Адыгея”, 200. – 204с.
Нарты. Кабардинский эпос. М., 1957
Андрей Жуков.,Нартский эпос как альтернативный источник.М.,
Словарь и комментарии Б.А. Калоева Перевод с осетинского Ю. Либединского.Сказания о нартах. РИПП им. Гассиева, Владикавказ, 2000 г.
https://www.google.ru/secrethistory.su/
http://librebook.ru/narty__adygskii_epos/vol7/
https://ru.wikipedia.org/wiki/https://ru.wikipedia.org/wiki/Нартский_эпосhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Нартский_эпос/
http://myfhology.info/heroes/n/narts.html
Используемые ресурсы:Гадагатль А.М. Память нации. Идейно-тематическое и художественное своеобразие героического эпоса “Нартхэр” адыгских народов. Монография. - Майкоп:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть