Слайд 2Барто Агния Львовна - настоящая фамилия Волова (1906-1981)
Это замечательная детская поэтесса.
Родилась 4 февраля 1906 в Москве. Отец её был ветеринарным врачом, мать – домохозяйкой. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец.
Отец Лев Николаевич чрезвычайно любил писателя Л.Н.Толстого. Когда Агнии исполнился год, отец подарил своей маленькой дочке книжку для взрослых: «Как живёт и работает Лев Николаевич Толстой».
По этой книге он потом и учил дочку азбуке. Когда Агния стала читать самостоятельно, она сочинила своё первое стихотворение. Но больше всего в детстве Агнии нравилось другое: музыка, балет.
Слайд 3
Отец Агнии был поклонником искусств и видел в будущем
дочь в качестве танцовщицы в балете. Агния училась в гимназии, где испытывая творческое влияние А. Ахматовой и В. Маяковского, начала писать стихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать. Именно он сделал всё, чтобы вместо балерины из неё выросла детская писательница.
Слайд 4
Юность Агнии пришлась как раз на суровые годы революции и
гражданской войны. Тем не менее, она продолжала заниматься балетом и писать стихи. После встречи с Луначарским в училище ей предложили писать весёлые стихи. Агния почувствовала себя почти оскорблённой, так как мыслила себя поэтессой трагического звучания. Ей было обидно, что её восприняли как комика.
Слайд 5Начало творческой деятельности.
В 1925, когда Агнии исполнилось 19 лет, она выпустила
книжку "Китайчонок Ван Ли", которая имела успех и ввела её в мир поэтов серебряного века. На выбор тематики повлиял В.Маяковский, который убедил Агнию в необходимости поэзии для детей. Сборники стихов стали выходить регулярно.
К.И. Чуковский также отметил незаурядный талант Агнии Барто как детского поэта. Так началась её творческая деятельность. Некоторые стихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом Павлом Барто («Девочка чумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
Слайд 6Творческая деятельность. Сборник стихов «Игрушки».
После выхода в свет цикла поэтических миниатюр
для самых маленьких «Игрушки» (1936), а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Слайд 8
Агния была очень застенчива и не ввязывалась в окололитературные разборки.
Серебряный век воспитал в ней уважение к слову, она во всём старалась быть совершенной, но не старалась казаться умнее, чем в действительности была. Её очень любили читатели, но в писательской среде она стала объектом нападок. Отношения с Маршаком были плохими много лет, Барто была объектом его придирок. Маршак пытался её наставлять и относился покровительственно. В 20 лет Агния ушла от мужа, поэта Павла Барто, от которого у неё был сын Гарик. Оставшуюся жизнь она провела с учёным-энергетиком Щеголяевым, у них была дочь Татьяна. Это была гостеприимная семья, в доме бывали писатели, музыканты, актёры. Агния дружила с актрисами Риной Зеленой и Фаиной Раневской. Жили они в квартире прямо напротив Третьяковской галереи, в Лаврушинском переулке. Хозяйством занималась домработница Домаша, у детей были няня и персональный водитель. Семья была благополучной, муж делал карьеру. У писательницы не было секретаря и рабочего кабинета, но была дача в Ново-Дарьино, стоял там любимый стол и громоздились книги.
Слайд 9Барто в Великую Отечественную войну.
Во время Отечественной войны Агния Барто выступала
по радио, в 1942 году была военным корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном Фронте, писала военные стихи, очерки и статьи.
Мужа направили в Свердловск, там они провели годы эвакуации. Барто познакомилась в Свердловске с Павлом Бажовым, который показался ей, как все уральцы, закрытым и недоверчивым.
Слайд 10Барто в Великую Отечественную войну.
В Свердловске Барто работала в цехе у
станка вместе с подростками, черпала у них сюжеты, ей было необходимо общение с детьми. Была также и попытка стать взрослым писателем, фронтовым корреспондентом. Из этой попытки ничего не вышло, и Барто вернулась в Свердловск. Она понимала, что вся страна живет по законам войны, но все же очень тосковала по Москве.
В ДНИ ВОЙНЫ
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней — молчит в ответ, Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Слайд 11
В столицу Барто вернулась в 44-м, и почти сразу жизнь
вошла в привычное русло.
В квартире напротив Третьяковской галереи снова занималась хозяйством домработница Домаша. Возвращались из эвакуации друзья, сын Гарик и дочь Татьяна опять начали учиться. Все с нетерпением ждали, когда закончится война.
4 мая 1945 года Гарик вернулся домой раньше обычного. Домаша запаздывала с обедом, день стоял солнечный, и мальчик решил прокатиться на велосипеде. Агния Львовна не возражала. Казалось, ничего плохого не могло случиться с пятнадцатилетним подростком в тихом Лаврушинском переулке. Но велосипед Гарика столкнулся с выехавшим из-за угла грузовиком. Мальчик упал на асфальт, ударившись виском о бордюр тротуара. Гарик погиб.
Агния Львовна в эти дни полностью ушла в себя. Она не ела, не спала, не разговаривала.
Праздника Победы для нее не существовало. Гарик был ласковым, обаятельным, красивым мальчиком, способным к музыке и точным наукам. После смерти сына Агния Львовна обратила всю материнскую любовь на дочь Татьяну.
Но не стала меньше работать — даже наоборот. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород» — рассказ о детях, потерявших родителей во время войны.
Слайд 12Творчество Агнии Барто.
Поэме «Звенигород была уготована особая судьба. Стихи для
детей превратили Агнию Барто в «лицо советской детской книги», влиятельного литератора, любимицу всего Советского Союза. А «Звенигород» сделал ее национальной героиней и вернул некое подобие душевного покоя.
Это можно назвать случаем или чудом. Поэму Агния Барто написала после посещения реального детского дома в подмосковном городке Звенигороде. В тексте, как обычно, она использовала свои разговоры с детьми. После выхода книги ей пришло письмо от одинокой женщины, во время войны потерявшей свою восьмилетнюю дочь.
Обрывки детских воспоминаний, вошедшие в поэму, показались женщине знакомыми. Она надеялась, что Барто общалась с ее дочерью, пропавшей во время войны. Так оно и оказалось: мать и дочь встретились спустя десять лет. В 1965 году радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Ищу человека».
Поиск пропавших людей при помощи СМИ не был изобретением Агнии Барто — такая практика существовала во многих странах. Уникальность советского аналога заключалась в том, что в основе поиска лежали детские воспоминания. «Ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, — писала Барто. — Не может ли детская память помочь в поисках?
Слайд 13
В течение девяти лет Барто вела на радио передачу
«Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найти человека» (опубл. в 1968).
В «Записках детского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность». Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности.
Подтверждением этой мысли стал поэтический сборник «Переводы с детского», вышедший в 1977 году, в котором Барто перевела с разных языков детские стихи.
Агнии Барто присвоено много различных званий и наград. Её стихи переведены на многие языки мира.
Слайд 14«Если хочешь быть любимым – люби!»
Агния Львовна Барто жила по «всемирному
закону нашей жизни», сформированному ещё Корнеем Ивановичем Чуковским: «Если хочешь быть любимым – люби!». Она любила детвору, писала для ребят весёлые стихи.
Слайд 15
Характерная особенность творчества Агнии Барто - способность художественно перевоплощаться
в ребёнка, находить с ним общий язык.
Большое место в её творчестве занимают стихи на морально-бытовые темы, в которых высмеивается дурное поведение детей: «Девочка - рёвушка», «Девочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья» и другие. Она поднимала на смех и тем самым осуждала некоторые человеческие недостатки: лень, враньё, глупость, зазнайство.
Слайд 17Желание дарить радость было главным в характере Агнии Барто.
Агния Львовна Барто
умерла в 1981 году 1 апреля.
За свою жизнь А. Л. Барто придумала более 700 стихов для детей и о детях.
Современные школы, кабинеты с новейшей компьютерной техникой и Интернет не могут в полной мере заменить книгу, человеческое общение, умение видеть недостатки и дурное поведение сверстников. Сегодня особенно нам нужны стихи Агнии Барто, где высмеивается плохое поведение детей, жестокое обращение сверстников, когда нередко можно услышать выражение «брошенный ребёнок». Эта сторона жизни и творчества А.Л.Барто актуальна и сегодня. Она учит нас дарить людям счастье.