Слайд 1Подвижная игра
© Семенова Татьяна Анатольевна – к.п.н., доцент кафедры теории и
методики дошкольного образования МГГУ имени М.А.Шолохова E-mail: semenovatatiana@mail.ru
Слайд 2ПОДВИЖНАЯ ИГРА - ЭТО
сознательная активная двигательная деятельность детей, направленная на решение
двигательных задач и соблюдение игровых правил.
Слайд 3Специфика подвижной игры
Отличительной особенностью или спецификой подвижной игры является мгновенная ответная
реакция ребенка на сигнал («Догоняй!», «Замри!», «Лови!» и т.д.).
Слайд 4Подвижная игра является средством и методом физического воспитания
Игра является средством, так
как способствует укреплению физического и психического здоровья детей.
Игра является методом, так как в процессе игры совершенствуются двигательные навыки детей.
Слайд 5Внимание ребенка в подвижной игре направлено
В игре ребёнок направляет своё внимание
на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым, совершенствуя движения, оттачивает сенсорные коррекции. Это позволяет ему не растеряться в дальнейшем от неожиданного изменения игровой задачи или обстановки и суметь сразу к ней приспособиться.
Слайд 6Игры с остановкой по сигналу
В подвижных играх, в которых требуется мгновенно
прекратить действия по игровому сигналу, сохраняя при этом выражение лица и напряжение мускулов, ребенку предоставляется возможность почувствовать своё тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него, и за счёт этого обогатить индивидуальный двигательный опыт.
Одухотворённость и выразительность движений в этих играх особенно важны, так как дети, передавая характер и образы персонажей игры, их настроения, совершенствуют процессы управления мускулатурой.
Слайд 7Формирование пространственной ориентировки
Работы А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой и других авторов показывают, что благодаря
игровой деятельности ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.
Слайд 8Формирование ориентировки во времени
Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки,
которые выражаются в осознании последовательности игровых действий – сначала, затем, после этого, все одновременно и т.п.; в быстром выполнении игровых заданий по сигналу. В играх ребёнок упражняется в быстрой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности.
Слайд 9Интеллектуальное развитие детей
Интеллектуальному развитию содействует как содержание игр, так и задания,
предлагаемые детям, например:
самостоятельно объяснить правила игры, необходимые действия персонажей;
указать местоположение детей,
игровых атрибутов,
направление движений, используя пространственную терминологию,
проанализировать результат проведенной игры.
Слайд 10Отработка сенсорных коррекций
Подвижные игры дают ребёнку возможность многократно, не ощущая утомления,
повторять движение, испытывая все ощущения, которые лягут в основу его сенсорных коррекций, чтобы раз за разом всё удачнее решать двигательную задачу, достигая наилучших способов решения.
«В естественных условиях никогда ни внешние обстоятельства не бывают два раза подряд в точности одинаковыми, ни сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо «обыгрывание» навыка в различных изменениях задачи и обстановки» (Н.А.Бернштейн)
Слайд 11Классификация
подвижных игр
Хоккей
Футбол
Баскетбол
Городки
Теннис и др.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ПРОСТЫЕ
СЛОЖНЫЕ
Ловишки
Караси и щука
Охотники и
утки
Каравай
Наседка и цыплята
Слайд 12По наличию сюжета
Воробушки и автомобиль
Пожарные на учении
Волк во рву и др.
ПРОСТЫЕ
ИГРЫ
НЕСЮЖЕТНЫЕ
СЮЖЕТНЫЕ
Ловишки
Кто первый до флажка
Чье звено скорее соберется и др.
Слайд 13Классификация
несюжетных игр
НЕСЮЖЕТНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
ИГРЫ ТИПА
«ЛОВИШКИ»,
«ПЕРЕБЕЖКИ»
ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОРЕВНОВАНИЯ
ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ
ИГРЫ С
ПРЕДМЕТАМИ
Слайд 14Игры-забавы
«Ладушки»
«Сорока-ворона»
«Коза рогатая»
«Пташечка-перепелочка» и др.
Слайд 15ПО ПРЕОБЛАДАЮЩЕМУ ДВИЖЕНИЮ
ПО ПРЕОБЛАДАЮЩЕМУ ДВИЖЕНИЮ
ИГРЫ С БЕГОМ
ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ
ИГРЫ С
ПОЛЗАНИЕМ И ЛАЗАНЬЕМ
ИГРЫ С МЕТАНИЕМ
ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Слайд 16ПО ВОЗРАСТНОЙ АДРЕСОВАННОСТИ
ПО ВОЗРАСТНОЙ АДРЕСОВАННОСТИ
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Слайд 17ПО СТЕПЕНИ ПОДВИЖНОСТИ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
ПО СТЕПЕНИ ПОДВИЖНОСТИ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
ИГРЫ
БОЛЬШОЙ ПОДВИЖНОСТИ
ИГРЫ СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ
Слайд 18ТЕХНОЛОГИЯ ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Так как подвижная игра представляет собой сложный вид
деятельности ребенка, то есть, является физическим упражнением, то технология проведения подвижных игр опирается на закономерности формирования двигательного навыка у детей в процессе обучения и проходит три стадии:
I - стадию иррадиации,
II стадию – специализации и
III – стадию стабилизации условно-рефлекторного акта
Слайд 19ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
этап первоначального разучивания (ознакомление с подвижной игрой);
этап углубленного
разучивания подвижной игры, ее вариативное проведение;
этап творческого использования ребенком своего двигательного опыта в подвижной игре (соответствует этапу совершенствования техники движения).
Слайд 20ПОДБОР И ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ
Подбор и планирование подвижной игры с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей, программных требований, общего уровня физической подготовленности и сформированности двигательных навыков, времени года, особенностей режима, места и условий проведения, интересов детей. При подборе сюжетных игр также необходимо учитывать объем знаний и представлений дошкольников об обыгрываемом сюжете.
Слайд 21ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Предварительная работа ведется параллельно по нескольким направлениям.
Для лучшего понимания
игрового сюжета воспитатель читает детям литературные произведения, организовывает наблюдение, рассматривает иллюстрации, проводит беседы, использует мультимедийные средства обучения и т.п.
Так как в подвижную игру переносятся только те движения, которые находятся на этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка, то есть, осознанны по слову, то предварительная работа включает обучение детей двигательным действиям, которые необходимы для данной игры.
Весьма значима для сюжетной подвижной игры подготовка атрибутов для ее проведения (медальоны с изображением зайчика, медведя, автомобиля, отличительного знака пожарного и др.). Этот прием помогает дошкольнику принять на себя роль, способствует воспитанию выразительности движений, повышает интерес к игре и придает ей эмоциональную насыщенность.
Слайд 22ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ
Организация подвижной игры зависит от ее содержания и предполагает
одновременное проведение ее со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Педагог планирует сбор детей на игру.
В зависимости от возраста детей это может быть:
сюрпризный момент,
предложение поиграть,
предварительная договоренность или проблемная ситуация.
Слайд 23ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ИГРОЙ
Ознакомление детей с игрой (этап первоначального разучивания подвижной
игры) должно быть кратким и доступным для детей.
Для объяснения новой сюжетной подвижной игры педагог использует небольшой образный рассказ (крошку-сказку), стимулирующий детское воображение, и обязательно, выделяет сигнал.
Слайд 24Примерный Алгоритм КРОШКи-СКАЗКи
Слайд 25Пример объяснения подвижной игры «мыши в кладовой» с использованием крошки-сказки
Воспитатель просит
детей сесть на стульчики и начинает рассказывать: «В одной небольшой, но очень уютной норке жили мышки. Они были маленькие, с блестящими черными глазками, и очень шустрые. Неподалеку от их норки была кладовая, где хозяйка хранила запасы еды – хрустящие сухарики, вкусную крупу и душистый сыр. Кладовую охранял большой серый кот. Когда кот засыпал мышки тихонечко, чтобы не разбудить кота, пробирались в кладовую и лакомились вкусными кусочками. Заслышав шорох, кот просыпался, громко мяукал: «МЯУ!» и начинал ловить мышей. Он старался догнать мышек, но они были очень проворны и быстро убегали в свою норку.
Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькими мышками, ваши стульчики – норкой. Напротив, в другом конце зала, будет кладовая, которую будет охранять кот. Чтобы попасть в кладовую, мыши должны аккуратно подлезть под веревку, не задев ее. Как только кот мяукнет: «МЯУ», все мышки должны бежать в свою норку».
Слайд 26Первичное объяснение несюжетной подвижной игры
Несюжетная подвижная игра объясняется максимально четко, с
использованием пространственной терминологии в соответствии с возрастными особенностями детей. Воспитатель объясняет последовательность игровых действий, уточняет правила, выделяет сигнал.
Слайд 27Пример объяснения новой несюжетной подвижной игры
Объясняя игру «Пробеги тихо», воспитатель говорит:
«Все дети группы делятся на звенья и строятся за чертой на одной стороне площадки. В центре площадки на стуле с закрытыми глазами сидит водящий. Когда я махну флажком, первое звено тихо-тихо, как мышки, пробежит мимо водящего в противоположный конец площадки – за черту. Если водящий услышит шаги пробегающих мимо детей, он скажет «СТОЙ!», бегущие должны остановиться. Не открывая глаз, водящий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону и садятся на скамейку, если ошибся, то возвращаются на свое место и бегут снова».
С помощью вопросов педагог проверяет, как дети поняли игру.
Слайд 28Объяснение знакомой подвижной игры
Если подвижная игра детям знакома (этап углубленного разучивания
подвижной игры), то педагог напоминает и уточняет правила ее проведения. Наиболее сложным элементам игры воспитатель уделяет особое внимание, например: подчеркивает, что бросать мяч можно только в ноги соперника («Охотники и зайцы»), салить, слегка касаясь товарища рукой («Ловишки»); уточняет разнообразные способы подлезания под веревку («Наседка и цыплята»); обращает внимание, что осаленные должны выйти из игры и сесть на скамейку и т.д.
Слайд 29Распределение ролей в подвижной игре
Распределение ролей в подвижной игре зависит
от ее сложности, правил, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Педагог может сам быть водящим в игре, может назначить кого-то из детей, обосновав свой выбор, может использовать прием «волшебной палочки» (скрытое желание воспитателя) или жеребьевку, считалку, расчет на первый-второй («мишку-пчелку») и т.п.
При делении на команды воспитатель учитывает индивидуальные особенности детей, равномерно распределяя силы команд.
После того, как роли будут распределены, целесообразно раздать атрибуты для проведения сюжетных игр.
Слайд 30Руководство воспитателя подвижной игрой
Во время руководства подвижной игрой воспитатель следит за
соблюдением игровых правил, анализирует причины их нарушения, а также отмечает качество движений детей, подсказывая варианты решения нестандартных ситуаций. Особое внимание он уделяет контролю за физиологической и эмоциональной нагрузкой во время подвижной игры, предупреждая перевозбуждение и переутомление детей.
Слайд 31Варианты проведения подвижных игр
Вариативное проведение подвижной игры (этап углубленного разучивания) необходимо
для совершенствования двигательных навыков детей, умения использовать их в неожиданно изменяющихся условиях, воспитания ловкости, развития детского творчества.
Вариативное проведение подвижных игр постепенно подводит детей к самостоятельному придумыванию вариантов игр, способствует развитию детского творчества, духовно обогащает личность ребенка. Это соответствует третьему этапу обучения - этапу творческого использования ребенком своего двигательного опыта в подвижной игре.
Слайд 32Варианты подвижных игр
Вариативно изменять размеры игровой площадки (уменьшая или увеличивая ее
площадь).
Поменять расположение играющих на площадке. Например, в игре «Перебежки» водящий может стоять посередине площадки или за спинами детей. Тогда, в первом случае, игроки должны применить бег с увертыванием, а во втором – быстрый бег в прямом направлении.
Увеличить количество водящих.
Усложнить правила, повысить требования к их выполнению. Например, в игре «Найди пару» можно предложить детям геометрические фигуры одного или нескольких цветов, символические изображения листьев дуба, березы и клена; карточки с цифрами и изображением состава числа и др.
В игре «Ловишки с ленточкой» можно выбрать двух водящих, каждый из которых будет собирать ленточки только одного определенного цвета.
В игре «Мяч по кругу» можно передавать не один мяч, а два или три, причем разного диаметра, веса, фактуры.
Изменить сигнал в игре, например: вместо сигнала «Беги!» воспитатель говорит: «… когда я махну флажком, вы побежите…».
Интонационно варьировать интервал подачи сигнала, например: «Раз – два – три – Беги!», «Раз, два, три – Беги!» или «Раз – два, три, Беги!» и др.
Слайд 33Окончание игры
Окончание игры предполагает снижение физиологической нагрузки на детский организм, поэтому
после интенсивного бега целесообразно предложить детям спокойную ходьбу и дыхательные упражнения, при которых руки не поднимаются выше уровня плеч (Н.А.Метлов и др.).
Слайд 34Оценка действий детей
в игре
Оценка действий детей в игре зависит от
их возраста. В младшем дошкольном возрасте оценка всегда положительная. Анализируя игру старших детей, педагог сначала отмечает тех, кто лучше справился с выполнением роли, проявил смелость, ловкость, смекалку, нравственные качества, а затем анализирует причины неудач и нарушения правил.