Слайд 1Блоки Дьенеша
Прищепа Валентина Алексеевна
Воспитатель логопедической группы МДОУ«Барвинок»
Слайд 3ЗОЛТАН ДЬЕНЕШ
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог
Золтан Дьенеш. Его жизнь была всегда тесно связана с педагогической деятельностью и глубоким изучением математики. Педагог стремился разработать методику, которая помогла бы детям различного возраста изучать математику легко и интересно. На основе практических наработок и знаний возрастной психологии Дьенеш создал авторскую программу по изучению математики детьми различной возрастной категории, которая стала фундаментом его системы.
Слайд 4«Я слышу -и забываю, я вижу –и я запоминаю, я делаю
–и я понимаю»
Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы. Золтан Дьенеш, основываясь на личный богатый педагогический опыт и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей. Жизнь Золтана Дьенеша была всегда тесно связана с педагогической деятельностью и глубоким изучением математики. Педагог стремился разработать методику, которая помогла бы детям различного возраста изучать математику легко и интересно.
Слайд 5Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все
задачи воспитательно-образовательного процесса
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, абстрагирование свойств от предмета.
Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная пословица гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит».
Слайд 6ЗАДАЧИ
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления.
Развивать
логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Слайд 7Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги,
треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
Слайд 8
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной
одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Но недостаточно просто отдать фигуры в полное пользование ребенка. Для начала необходимо познакомить ребенка с блоками: выложить перед ребенком набор и дать ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в руках и поиграть с ними. Далее необходимо осваивать с детьми логические игры и упражнения с блоками, начиная от простого к сложному.
Слайд 9Работа с блоками организуется в три этапа:
Подготовительный этап предполагает знакомство детей
с дидактическим материалом через организацию игр(«Чудесный мешочек», «Найди символ», «Найди пару» «Давайте познакомимся», «С двумя обручами», «Рассели жильцов» и другие).
На втором этапе освоения игры дети знакомятся с содержанием алгоритмов и правил игры с дидактическими блоками.
На третьем этапе осуществляется усложнение и дифференциация заданий в зависимости от уровня интеллектуального развития детей.
Слайд 10Усложнение игровых заданий осуществляется по трем направлениям:
через содержание (увеличение свойств и
преобразований в алгоритме),
через организацию (групповая, индивидуальная),одновременно через организацию(индивидуальная форма) и через содержание (увеличение признаков и преобразований),
через самостоятельное составление ребенком алгоритмов.
Слайд 11ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Занятия (комплексные, интегрированные),
обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Занятия, где используют логические блоки, помогают при изучении нового материала, а также для его закрепления. При знакомстве с геометрическими фигурами предлагаются такие занятия: «Путешествие в город геометрических фигур», «Путешествие по стране «Смекалочка», «Увлекательное путешествие по сказке «Маша и Медведь», «Гуси-лебеди» с использованием игровых упражнений с блоками Дьенеша», «Сказочное путешествие в страну Формляндию», «Страна Математика» и др. Во всех этих конспектах использованы блоки Дьенеша.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Автобус», «Почта», «Стройка» )
Слайд 12ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Вне занятий. Работа
в кружке «ЛОГИКА», где тоже используются логические блоки в играх, например: «Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор», «Найди свой домик», «Пригласительный билет». А затем дети знакомятся с кодовыми обозначениями логических блоков в таких играх: «Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес», «Подари кукле бусы», «Цыпленок», «Рыбка», «Найди и разложи по форме», и т.д.
Использование логических блоков в рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересными, помогает легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Слайд 13
Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного
возраста, рекомендуется игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приемов в ходе занятия.
Основными формами организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Слайд 14Как можно играть с блоками Дьенеша?
Игры с блоками Дьенеша для самых
маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д. 4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой- ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.
Слайд 15Варианты игр
Игра «Найди собачку»
Игра «Раздели фигуры»
Игра «Цепочка»
Игра «Второй ряд»
Слайд 16Карточки с символами свойств
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см),
на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием. Цвет обозначается пятном; форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,); величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки –свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств -мостик к словесно -логическому мышлению
Слайд 19Играем с детьми постарше
Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры
такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.
Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.
Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
«Волшебное дерево» : Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет листочков соответствует цвету веточки. Дети выбирают нужную геометрическую фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращая внимание на символы фигур-листьев.
Слайд 21 Игры с обручами в системе Золтана Дьенеша
Дьенеш разработал
логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой объясните ребенку основную терминологию – «внутри» и «вне» обруча. Для этой цели родители используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, синий и зеленый, и помещают их на любую твердую поверхность. Далее малышу объясняются следующие аспекты: какая часть поверхности располагается внутри двух обручей; внутри синего обруча, но вне зеленого; внутри зеленого, но вне синего обруча; вне обоих обручей. Золтан Дьенеш рекомендует родителям и педагогам играть с одним, двумя и тремя обручами.
Слайд 22Варианты игр
В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы,
словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка. Для успешной работы с этим дидактическим материалом педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди: -поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать новое; -избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка; - сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Слайд 23Преимущества системы Дьенеша
Система Дьенеша не так известна среди родителей, как например
методика Никитиных или игры Воскобовича. Данная система и ее многофункциональный дидактический материал сразу понравится ребенку, не зависимо от уровня его подготовки и возраста. Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий с ребенком фигуры или блоки Дьенеша, то у малыша сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета. В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки. При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.
Слайд 24С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно
для себя дети осваивают и запоминают цвет, форму, величину и толщину предмета, тренируют мелкую моторику рук, совершенствуют речь, мышление, внимание, память и воображение.
С одной и той же игрой могут заниматься дети трех - семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыкновенный мир» возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям.