Слайд 1
«Игры экспериментирования
в воспитании дошкольника»
Подготовила:
воспитатель
Кискина Светлана Николаевна
Слайд 2Метод экспериментирования-эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира ,который формируется в
системе дошкольного образования и широко представлен разнообразными играми-экспериментированиями.
Слайд 3достоинство экспериментов и игр-экспериментирований:
Слайд 4Экспериментирование-ведущий вид детской
деятельности.
Доказательства:
В деятельности экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами
на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания.
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования.
Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
Слайд 5Жан-Жак Руссо считал: «Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует
устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного… Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий»
Слайд 6
Работа с детьми:
дошкольники в силу возрастных особенностей не могут систематически
следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всем, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Экспериментирование должно быть систематическим.
Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному».
Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
а) действие показывает педагог;
б) действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
в) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
г) действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
д) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
Педагог должен уметь прогнозировать поведение детей в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции
Слайд 7
Работа с детьми:
Предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования,
не следует переходить разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей
Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т.п. Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2—3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях.
Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным.
Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.
На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности
Слайд 8Экспериментирование с младшими дошкольниками
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство
(слово «любознательность» еще не применимо). Для большей пользы, стараемся не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, помогаем детям продумать методику проведения опыта, даем советы и рекомендации, вместе с ним осуществляем необходимые действия.
Слайд 9Эксперименты в средней группе
У детей средней группы все наметившиеся тенденции усиливаются:
количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого всегда необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки.
Слайд 10Старшие дошкольники…
Усложняется последний этап экспериментирования: при выполнении словесного отчета об
увиденном, побуждаем детей не ограничиваться отдельными фразами, а произносить несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Наводящими вопросами учим выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.
Для детей подготовительной группы цели направлены на выявление причинно-следственных связей, учат логично рассуждать, проявлять творческое мышление. В основе с экспериментированием лежит вид речевой деятельности, связанный с построением ряда фактов, итогами которых является умозаключение. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.
Слайд 11Правильно организованная игра и экспериментирование делают возможность удовлетворить потребность детей в
новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного и самостоятельного ребенка.