Слайд 1МДОУ ЦРР детский сад «Росинка»
Качканар, 2014год
Здравствуй
дерево
проект
Акбарова Оксана Анатольевна
Слайд 2Что такое экологический проект?
Прежде всего – это решение определённых
задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом детей и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Обычно проект состоит из трёх основных этапов:
1-й – подготовительный, где ставятся цели и задачи, определяются методы исследования.
2-й –исследовательский: проводится поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными.
Мы с ребятами работали над этим проектом 1 год.
В ходе работы по проекту мы с детьми вели наблюдения в разное время года и в разное время суток, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
Слайд 3 В качестве объекта исследований
нами было выбрано дерево., что обусловлено рядом причин.
1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты, поскольку у них нет способов передвижения, аналогично тем, которые есть у животных.
2. Дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так, лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть наглядно рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой.
3. С деревом ребёнку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.
Перед началом работы по проекту мы провели беседу о деревьях.
Цель: выяснить представления детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Для этого мы использовали следующие вопросы:
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья живые или нет? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт нашего детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растёт около вашего дома? Как они называются?
6.Как вы думаете, кто сажает деревья в посёлке? Для чего?
7.Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?
Слайд 48.Как вы считаете в нашем посёлке мало или много деревьев? Обоснуйте
свою точку зрения.
9.Как вы думаете, где деревьям лучше живётся в посёлке или в лесу? Почему вы так считаете?
10.Как вы думаете, достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы сами? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдёт на всей Земле? В нашем посёлке? Возле нашего детского сада? У вашего дома? Изменится ли тогда что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
Проводили с детьми экскурсии в парк, сквер, по территории детского сада. Особое внимание уделяли деревьям, их разнообразию, красоте, особенностям внешнего вида, сходству, различиям во внешнем облике. Определяли настроение дерева, представляли о чём оно думает. Дети гладили кору, нюхали её, прижимались к ней щекой, обнимали дерево.
Во время прогулок предлагала детям найти деревья, назвать какие деревья растут на нашем участке. Выясняла, как дети отличают деревья от кустарников.( У деревьев, в отличии от кустарников один ствол, покрытый корой).
Играли в различные игры, такие как - «Назови правильно дерево», «С какого дерева листок?»,»Раз, два, три – к дереву беги!», «Назови ласково» и др.
Слайд 5 Итак, пришло время нам с
детьми выбрать на территории своего участка дерево, которое бы нравилось всем. Передо мной стояла непростая задача: с одной стороны, сохранить свободу выбора каждого ребёнка, с другой – незаметно сделать так, чтобы вся группа пришла к согласию, что именно это дерево нравится всем. Опыт показывает: у большинства детей к старшему дошкольному возрасту формируется представление о том, что главное дерево нашей страны – берёза. Чем меньше возраст детей, тем чаще они тоже выбирают берёзу. Не навязывая своего мнения ,я всё же предложила детям выбрать друзей среди разных деревьев. Объяснив, это тем, что это понравится другим деревьям, ведь не только берёзам хочется дружить с людьми, но и тополям, ёлкам и др. Побеседовав с детьми, мы пришли к единому решению – выбрать в качестве наблюдения берёзу, которая растёт на нашем участке.
Но ведь друг должен иметь имя. И я предложила детям придумать имя нашей берёзе. Мы устроили конкурс на самое оригинальное имя с учётом его особенностей, чтобы оно отражало внешний облик или «характер» дерева. .(В конкурсе с удовольствием приняли участие родители). Было предложено много имён. Мы остановились на имени – Белянка.
Слайд 6
Таким образом, на подготовительном этапе передо мной
и детьми стояли следующие задачи:
1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.
2. Подумать, на что (или на кого ) похоже дерево, и придумать подходящее для него имя.
3. Узнать, кто посадил дерево. Может быть с ним связана какая-нибудь история?
4. Выяснить, растут ли такие деревья в наших лесах или это «пришелец» из других мест? Если да, то где его родина.
5. Задание детям: познакомиться со своим деревом – подойти к нему, шепнуть своё имя, сказать как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ.
6. Сделать кормушку и повесить на своё дерево. К нему будут прилетать птицы, чтобы спасать от нашествия гусениц.
7. Подготовить тетрадь (альбом), в которой будут отмечаться результаты наблюдений за жизнью дерева.
Слайд 7Русская берёзка, нет тебя красивей, Ты в веках осталась символом России.
Белая, как лебедь, гибкая, как ветер, Статная, родная, краше нет на свете!
Слайд 8 С давних времён берёза считается
символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?
А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными.
В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители берёзового сока устремляются в берёзовые рощи. Там, наверняка, побывали и поэты, и живописцы.
Может, именно поэтому поэты и художники любят изображать берёзки? Она ведь не только глаз радует, но лечит душу человека, его организм. Каждый мастер слова ли, красок ли, звуков ли изображает берёзку как чудо.
Слайд 9 Невозможно представить Россию без берёзы.
Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов. – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева.
Изначально берёза была символом плодородия и здоровья. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с берёзой.
Как в долу–то берёзонька белёхонька стоит.
А наша невеста белее её,
Белее её снегу белого лицо…
Ты до того, берёзонька, красива
Что без тебя немыслима Россия,
И в полдень жаркий, и в часы росы,
И я немыслим без твоей красы.
(М.Ю.Лермонтов)
Слайд 10 На Руси белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали
символом девичьей нежности и красоты. На праздник Троицы, в конце мая или начале июня, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома и храмы.
«Берёзозолом» называли на Руси месяц апрель, а берёзу – деревом 4-х дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять,
четвёртое дело – чистоту соблюдать.
.
На Руси люди любили берёзу. Она жила в каждом доме в поговорках, сказках, загадках, приметах. Люди не телевизор смотрели, не с компьютером играли, а рассказывали сказочные истории о берёзе, играли в загадки, поучали через пословицы.
Слайд 11Загадки про берёзу
Зелена, а не луг, бела, а
не снег, кудрява, а не голова.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С болей корой
Стоит под горой.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
.
Слайд 12 Приметы:
Из берёзы
течёт много сока – к дождливому лету.
Когда берёза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое, если ольха наперёд – мокрое.
Когда берёза станет распускаться, сей овёс.
Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
Слайд 13Пословицы и поговорки о берёзе
Бела берёста – да дёготь чёрен.
Для врага
и берёза – угроза.
Берёзовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Берёза ума даёт (о розгах).
Зелена, а не луг; бела, а не снег; кудрява, а не голова.
Слайд 14 Берёза – это едва ли не самое
распространённое дерево в России, стройное, белое, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями. Берёза всегда сопутствовала русскому человеку. Она стала символом России и благодаря поэту Сергею Есенину. В его стихотворениях берёза стала ассоциироваться с родным домом, с малой родиной, с русской глубинкой.
Белая берёза А заря, лениво.
Под моим окном Обходя кругом,
Принакрылась снегом. Обсыпает ветки
Точно серебром. Новым серебром.
На пушистых ветках Зелёная причёска,
Снежною каймой Девическая грудь,
Распустились кисти О, тонкая берёзка,
Белой бахромой. Что загляделась в пруд?
И стоит берёзка Я навек за туманы и росы
В сонной тишине, Полюбил у берёзки стан,
И горят снежинки И её золотые косы,
В золотом огне. И холщёвый её сарафан.
В стихотворении Сергея Есенина берёзка нарисована поэтом как девушка, юная, стройная. Веточки, как «золотые косы». Листва – «холщёвый сарафан». Конечно, именно такой образ – это есть символ России, символ русской женщины.
Слайд 15 Архип Куинджи «Берёзовая роща». На этой картине
роща похожа на изумрудный дворец.
А сколько художников, которые на своих полотнах
запечатлели образ берёзы.
Исаак Левитан «Берёзовая роща». Это сказочная песня, где поёт каждая берёзка.
Слайд 16 Иван Шишкин «Ручей в берёзовом лесу». Этот
ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят.
Игорь Грабарь «Февральская глазурь». Гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.
Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.
Слайд 17Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние.
Слайд 19зима
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда
Ветвей концы висят,
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я наблюдать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей. А. Фет
Слайд 20весна
За моим окошком расцвела неброско,
Распустив серёжки, белая берёзка.
Заиграв
на солнце кружевной косою,
Душу мне до донца тронула красою.
Светлана Ромашина
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Слайд 21лето
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы<
Развесила
с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Слайд 22Осень золотая
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают
Слайд 23 Подводя итоги, можно сказать, что с
древних времён берёза была и есть одно из любимых деревьев в России, о котором сложено много песен, загадок, пословиц и поговорок. В стихах С.Есенина через образ берёзки воспевается красота и величие России, её народа. Глядя на картины художников, создаётся настроение восторга, зелёной юности, любви и бережного отношения к родной природе.
Так и хочется сказать:
БЕРЁЗКА, СОЛНЦЕ И РОССИЯ
ЖИВУТ И ВЕЧНО БУДУТ ЖИТЬ!
Слайд 24Белая берёза, милая сестра, Ты расти, не бойся злого топора, Белая
берёза - птицы по ветвям, Я тебя в обиду никому не дам!