Слайд 1Мастер класс по экологическому воспитанию на тему:
“Древесина”
Слайд 4
Цель: изучение деревьев в жизни людей и животных, о пользе и
свойствах древесины ; а также природоохранная деятельность.
Задачи:
Закреплять представления детей о разных видах деревьев и об их пользе для людей и животных;
Расширять знания детей о древесине (где используются, какими свойствами обладает);
Развивать речевые навыки и познавательный интерес к проведению опытов;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: знакомство детей с содержанием методического пособия “Деревья и листья”; проведение наблюдений за деревьями и кустарниками на участке за его пределами, экскурсия в скве, организация игр “От какого дерева лист”, лото, домино.
Оборудование: от кукольного персонажа Лесовичка, атрибуты для организации игры “От какого дерева лист”, картинки из методического пособия “Деревья и листья” (формат А4); картинки из методического пособия “Музыкальные инструменты”, для каждого ребенка-цветная бумага, ножницы, карандаш, несколько емкостей с водой, спички (по 5 штук),тарелочки для проведения опыта.
Слайд 5
Содержание непосредственной образовательной области.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо, написал его
Лесовичок. Давайте прочитаем, что в нем написано. “Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичок-хранитель леса. От кого же мне приходится его охранять? Да от таких же ребят, как вы, и их родителей.
Не ценят люди лес и не берегут. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будите. Ведь без леса и кустарников нам не прожить. Помните Это! Прошу вас, узнайте как можно больше о том, зачем нужны леса и деревья, относитесь к ним бережно! Ваш друг Лесовичок.”
Слайд 8
Воспитатель:Ребята, кто из вас знает, для чего нужны деревья? (ответы детей).
Правильно,
деревья - друзья всего живого на земле. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов (демонстрация видов деревьев: береза, липа, ель, сосна, ива, рябина, дуб и др.). Большое пространство, заросшее деревьями - это лес. Лес, ребята, это богатство нашей Родины - России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Задерживая таяние снегов, леса поддерживают влажность почвы. Леса, растущие в горах, сдерживают снеговые и дождевые воды, укрепляют почву, задерживают схождение снеговых лавин и селей (грязевых потоков). Плоды разных деревьев кормят людей, животных и птиц.
Для того, чтобы вспомнить названия деревьев, которые растут в лесах России, мы с вами поиграем в игру “От какого дерева лист”.
(Воспитатель проводит игру.Дети определяют с какого дерева лист).
Слайд 9Игра “От какого дерева лист”
Слайд 11
Воспитатель: Ребята, Лесовичок - хранительмлеса - в своем письме просит нас
выяснить, какую пользу приносят людям деревья. Огромное значение для нас имеет древесина - материал для строительства домов и других сооружений, но кроме того, древесину деревьев используют:
- для изготовления железнодорожных шпал и столбов электропередачи;
- для производства мебели и бумаги;
- для изготовления многих полезных химических веществ (уксусной кислоты, древесного спирта, эфирных масел и многих других препаратов);
- до сих пор как топливо.
Кроме того люди с древних времен используют древесину для производства разных музыкальных инструментов (демонстрация музыкальных инструментов, сделанных из дерева).
К таким инструментам относятся:
- струнные щипковые (арфа, гитара, балалайка, домбра, гусли и др.);
- струнные смычковые (скрипка, альт, виолончель, кантробас);
- деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, саксофон, сам он металлический, но язычки в нем деревянные).
Слайд 12Изготовление из древесины мебели
Слайд 13Изготовление дома, дачи, различных построек
Слайд 19Музыкальные инструменты
АРФА
ГУСЛИ
Слайд 24
Из древесины производят игрушки - пирамидки, кубики, кукольную мебель, посуду и
многое другое, а также множество предметов для домашнего обихода (шкатулки, вешалки, хлебницы, игольницы и т.д).
Ребята, а сейчас мы с вами проведем небольшое исследование предметов. Внимательно посмотрите на все предметы, оторые находятся в группе. Я буду называть класс предметов, а вы быстро отвечайте, что из деревянных предметов в нашей группе в нашей группе относится к этому классу:
- мебель (ответы детей);
- игрушки (ответы детей);
- музыкальные инструменты (ответы детей);
- бумага (ответы детей).
Молодцы ребята!
Перед тем, как нам продолжить, предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем. (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте с хлопками в ладоши)
Слайд 37
Воспитатель: В заключении нашего удивительного занятия предлагаю всем встать вокруг стола,
гдекаждый сможет провести интересный эксперимент. Он поможет нам наглядно убедиться в том, что древесина и изделия из нее могут набухать в воде.
Опыт “Цветы лотоса”
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш, емкость с водой.
Описание опыта: Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в посуду. Буквально на ваших глазах лепестки начнут рапускаться. Это происходит потому, что бумага впитывает влагу, намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.
Опыт “Чудесные спички”
Оборудование: 5 спичек, блюдце, немного воды.
Описание опыта: Возьмите 5 спичек.Надломите их по середине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться. Причина этого явления, которое называется “капиллярность”, в том, что волокна дерева впитывает влагу, которая распрастраняется по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна
Слайд 38
толстеют и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Свойство
древесины впитывать влагу имеет большое значение. Деревянные изделия часто пропитывают специальными растворами, чтобы они служили дольше. Например, шпалы, на которых укладывают железнодорожные рельсы, пропитаны смолой. От этого срок их службы увеличивается.
Воспитатель: Сегодня мы выполнили просьбу Лесовичка, узнали много нового о деревьях и о пользе древесины. Давайте сегодня вечером напишем Лесовичку ответное письмо. В нем мы расскажем ему все, что узнали: для чго нужны деревья, что производят из древесины, как нужно сохранять и беречь лес.