Слайд 1
Общая готовность к школьному обучению
Криваненкова Екатерина Владимировна
Слайд 2Задачи
Изучить психолого – педагогическую литературу по теме «Общая готовность к школьному
обучению»;
Подобрать диагностики общей готовности к школьному обучению
Слайд 3Общая готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей
ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению
("школьная зрелость").
Российской педагогической энциклопедия
Слайд 4Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» впервые было предложено А.Н.
Леонтьевым в 1948 году. Среди компонентов интеллектуальной, личностной готовности он выделил такой существенный компонент этой готовности, как развитие у детей способности управлять своим поведением.
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками».
По мнению Л. И. Божович, готовность к школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, произвольной регуляции и социальной позиции школьника.
В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.).
Слайд 5Общая готовность к школьному обучению
Мотивационная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Социальная готовность
Интеллектуальная готовность
Физическая готовность
Педагогическая готовность
Слайд 6Мотивационная готовность
желание учиться, получать знания;
это умение слушать учителя и выполнять
его задания (отнюдь не всегда интересные);
определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Слайд 7
Тест "Мотивационная готовность к школе"А.Л. Венгера.
Цель: диагностировать внутреннюю позицию школьника.
Методика исследования мотивации
учения у старших дошкольников и первоклассников Гинзбург М.Р., Овчарова Р.В., Пахомова И.Ю.
Предмет диагностики
Определение уровня сформированности учебной мотивации и доминирующего мотива учения
Области применения
Данная методика может быть использована для определения готовности детей к обучению в школе, при выявлении адаптации детей к
школе в первом классе и
при возникновении сложностей
в учебе
(нежелание
идти в школу, детский негативизм и т. д.).
Слайд 8
Интеллектуальная готовность
ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний
желание узнавать
новое
любознательность
развитое воображение, наблюдательность
развитие образных представлений
развитие речи и мышления
развитие мелкой моторики
хорошая память
Наиболее важные показатели это развитие мышления и речи.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому»
Учите ребят задавать вопросы.
Мышление всегда начинается с вопроса.
Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»
Слайд 9Методика обследования элементов логического мышления «свободная классификация», рекомендованная Учебным центром им.
Л.А.Венгера.
Цель: обследование умения составлять рассказ по сюжетной картинке.
Методика обследования фонематического анализа и синтеза (автор О.Б.Иншакова).
Методика диагностики уровня интеллектуальной готовности к школе «Сапожки». НИ.Гуткиной
Цель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.
Методика исследования словесно-логического мышления. (по К Йерасеку).
Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.
Методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном)
Цель: исследование развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Слайд 10Социально-психологическая готовность
Развитие потребности в общении.
Умение общаться со взрослыми, со
сверстниками, войти в детское общество.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Слайд 11Тест школьной зрелости Керна-Йерасека.
Цель: диагностика зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития
тонкой моторики руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина
Цель: выявление сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью.
Методика «Образец и правило» (разработана А.Л. Венгером).
Цель: выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов.
Слайд 12Эмоционально-волевая готовность
радость ожидания обучения.
умение управлять своими эмоциями. Способность подчинять мотивы,
управлять своим поведением.
умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем.
положительное отношение к целям деятельности, принятие их.
стремление преодолевать трудности.
стремление к достижению результата своей деятельности.
Слайд 13Для обследования эмоционально-волевой готовности рекомендуется проводить методику «Нарисуй бусы» (автор И.И.
Аргинская).
Тест тревожности (Р,Тэммл, М.Дорки, В.Амен.)
Цель: Определение уровня тревожности ребенка.
Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека (методика «Веселый – Грустный»)
Цель: Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.
Слайд 14Физическая готовность к школьному обучению
Состояние здоровья.
Физическое развитие.
Развитие анализаторных систем.
Развитие мелких групп
мышц.
Координация движений в соответствии с возрастной нормой
Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Слайд 15Тесты для определения скоростных качеств
Тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и
его реакцию на сигнал
Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы
Определяющим моментом в выполнении этого теста является уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
Определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки
Тесты для определения выносливости
Определяется функциональная устойчивость нервных центров, координирующих функциональную активность двигательного аппарата
Слайд 16Педагогическая готовность к школьному обучению проводится в процессе педагогического обследования. Выявляются:
1.
Речевые знания и умения: знание букв, умение читать; звуковой анализ слова построение фразы ;словарный запас; фонематический слух; звукопроизношение.
2. Математические знания и представления: счет в пределах 10 (прямой и обратный);состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);пространственные представления (верх – низ, право – лево).
3. Навыки учебной работы: посадка за столом (партой);способ удержания пишущего предмета; ориентация на странице в тетради, книге; умение слушать и выполнять задание педагога; знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии)
4. Графический навык
Слайд 17Методики, для проведения диагностик готовности к обучению в школе в
соответствии с ФГОС ДУ и ФГОС НОО.
1. Оценка психологической зрелости в тестовой беседе С.А. Банкова
2. Изучение интеллектуальной готовности: Методика «10 слов» А.Лурия
3. Методика «Изучение непроизвольного внимания»
4. Методика «Последовательные картинки»
5. Методика «Поставь значки» Р.С.Немов
6. Методика «Подражание письменным буквам» К.Йерасек
7. Беседа «Отношение ребенка к обучению в школе»
Слайд 18Также можно использовать для диагностики готовности детей, к школьному обучению следующие
методики:
Рисунок человека (тест К.Йерасек).
Графический диктант. Д. Б. Эльконин
Методика «Мышление и речь».
Тест отношений к школе «Домики».
Мотивация учения.
Слайд 19Рекомендации родителям по подготовке детей к школе.
Помните, что кризисы – это
временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Убеждайте, рассуждайте и анализируйте вместе с ребенком!
Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Слайд 20Список литературы
Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования [Текст]
Бадулина О.И / Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] /Божович Л.И. – М., 2001. – 349 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы. [Текст] / Волков Б.С., Волкова Н.В. М:. Академический проект, 2007- с.174
Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению [Текст] / Вьюнова Н.И – М.: Академический проект, 2005 - с. 187.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Гуткина Н.И. – М., 2003. – 216 с.
Гуткина Н. Психологическая готовность к школе [Текст] / Гуткина Н.И. Серия Детскому психологу. Издательство «Питер», 2007.
Готовность к школе [Текст] / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
Ефимова С. П. Как готовить ребенка к школе: советы врача [Текст] / Ефимова С. П. - М.: Просвещение, 1992.
Немов Р.С., 1995 Психология Книга 3 [Текст] / Немов Р.С. Издательство ВЛАДОС «Просвещение», 1995. 640с.
Немов, Р.С. Психологическое консультирование [Текст] / Немов Р.С.Москва., 1999.- 338с.
Потураева Л.В., Красотина О. В. Готовим детей к школе [Текст] / Потураева Л.В., Красотина О. В. Образование и общество,2004. - №5. – С. 23.
Психолог в детском дошкольном учреждении [Текст] / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996. – 144 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. [Текст] / Рогов Е.И. – М., 1998. – Кн.1 - 384 с. Кравцов Е. Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе [Текст] / Кравцов Е. Е - М., 1991 - 145 с.
Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? [Текст] / Конышева Н.М. Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Текст] Утвержденный приказом МОиН РФ от17. 10. 2013г. № 1155.