Презентация, доклад по дошкольному воспитанию Работа с детьми раннего дошкольного возраста

Содержание

Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения дошкольников раннего возраста является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка

Слайд 1Работа с детьми раннего дошкольного возраста

Работа с детьми раннего дошкольного возраста

Слайд 2Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения дошкольников раннего возраста является одной

из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов [1].
В связи с этим, особую значимость приобретает необходимость изучения различных теорий развитии ребенка, что позволит усовершенствовать подходы к дальнейшему обучению и развитию ребенка раннего возраста.

Актуальность темы

Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения дошкольников раннего возраста является одной из наиболее важных и актуальных проблем

Слайд 3Целью исследования является изучение основных теорий психосоциального развития детей раннего возраста.
Задачи

исследования:
Рассмотреть основные стадии и теории психического развития ребенка раннего возраста
Проанализировать труды различных психологов и рассмотреть особенности периодизации в соответствии с их взглядами
Рассмотреть особенности развития детей дошкольного возраста
Провести эмпирическое исследование развития детей раннего дошкольного возраста.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является изучение основных теорий психосоциального развития детей раннего возраста.Задачи исследования:Рассмотреть основные стадии и теории психического

Слайд 4Объект исследования – особенности развития детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования –

развитие детей раннего дошкольного возраста в трудах различных психологов
Гипотеза исследования – дети дошкольного возраста нуждаются в специфических подходах в организации игровой среды и игровой деятельности, что реализуется в ходе воспитательного процесса и организации свободного общения воспитанников детского сада. В связи с этим важно изучать различные теории и подходы к особенностям их развития и организации деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты формулируют новые обобщения в области дошкольного образования, раннего развития детей, социологии социальной сферы, социологии медицины, психологии. Представленные выводы и научные рекомендации могут служить концептуальной и методологической основой для организации и совершенствования процесса обучения и воспитания детей [2].

Методологические основы исследования

Объект исследования – особенности развития детей раннего дошкольного возраста.Предмет исследования – развитие детей раннего дошкольного возраста в

Слайд 5Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет.

В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной.
Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет [13].

Характеристика раннего детства

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в

Слайд 6Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком,

приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли.
Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам гулять на улице».
В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.


Кризис трех лет

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со

Слайд 7Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь

здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
В этот период ребенок интенсивно развивается. Его психика уже приобрела определенную базу. У ребенка накопился экспериментальный опыт, у него есть огромные ресурсы для анализа информации, которую он получил в ходе наблюдения, восприятия. Ребенка начинает интересовать суть, структура вещей и предметов, взаимоотношения и взаимосвязи, он начинает более углубленно анализировать поступающую информацию. Первичного анализа уже недостаточно. Именно по этой причине ребенок задает взрослым множество вопросов, на абсолютно разные темы.
В этот период также важна поддержка взрослого. Как правило, взрослые выступают для ребенка образцом для подражания, человеком, к которому следует стремиться, брать пример. Ребенку необходимо дать как можно больше ответов на вопросы, предоставить ему информацию, которую он будет в дальнейшем осмысливать, анализировать. Внимание ребенка еще развито не достаточно, он не может долго фиксироваться на одних и тех же вещах, заниматься единообразной деятельностью. Поэтому деятельность ребенка необходимо максимально разнообразить, удовлетворяя основные интересы и запросы ребенка.
Познание способствует дальнейшему развитию ребенка, становлению его мыслительной и рассудочной деятельности. Основным видом деятельности остается игровая, поэтому и познавательные задания для ребенка необходимо организовывать при помощи игры. Накопив достаточный опыт, у ребенка возникают новообразования психики, свойственные его возрасту. У ребенка уже появляются личностные характеристики, качества.
Также интерес представляет тот факт, что для ребенка свойственно эмоциональное восприятие окружающей действительности. Весь приобретенный жизненный опыт ребенок пропускает сквозь призму своего восприятия. У ребенка формируется определенное отношение к тому или иному явлению, событию.
Эмоции надолго откладываются в памяти ребенка и имеют прямую связь с объектом. Именно на основе таких субъективных оценок формируется отношение ребенка к объектам окружающей среды, к окружающим его людям. Внешние впечатления и эмоции определяют ход дальнейшего развития личности ребенка. Эмоции являются стимулом для дальнейшего развития, познания. С возрастом эмоциональность и впечатлительность снижаются.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей. Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ.
Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, психологов, социальных работников, согласованность действий родителей и детского сада (центра развития), сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.

Описательный портрет ребенка раннего возраста с пояснениями особенностей развития эмоций и поведения

Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств

Слайд 8Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными

инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм [3].
Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности стадий последнего у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.
С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.
Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность [5].
Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип, которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Характеристика анальной стадии развития (психосексуальная теория З.Фрейда)

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно

Слайд 9Периоду раннего детства соответствует две стадии: доверие и недоверие, самостоятельность и

нерешительность. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди—существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие - боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития [5].
Благоприятное разрешение этого конфликта - надежда.
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учит­ся не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать.
Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность [6].
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой до­лей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрос­лого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к раз­витию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной сторо­ны и стыдливостью и неуверенностью - с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями.
Благоприятное разрешение этого конфликта – воля [7].

Период раннего детства (эпигенетическая теория Э.Эриксон)

Периоду раннего детства соответствует две стадии: доверие и недоверие, самостоятельность и нерешительность. Первая стадия развития человека соответствует

Слайд 10Под сенсомоторным интеллектом Пиаже подразумевал этап развития, который предшествует периоду активного

овладения речью. В этот момент сознание фокусируется на координации восприятия и движения. Младенец интенсивно взаимодействует с различными предметами, обращая внимание на перцептивные сигналы, а не схематические символы.
Как сенсомоторный, так и любой другой интеллект, автор теории делил на дополнительные стадии. Это связано с величиной промежутков времени и меняющимися особенностями формирования детей. Этот этап автор теории разбил на 6 периодов [8]:
Рефлексы (до 6 недель). Младенец существует и взаимодействует с окружающей средой, благодаря заложенным рефлексам: сосательному, двигательному и другим.
Первичные реакции (от 6 до 12 недель). Ребенок осваивает кое-какие навыки. Он может сосать палец или поворачивать голову, услышав шум.
Вторичные реакции (от 12 недель до 8 месяцев). Проявляется осознанность в поведении. Например, зрительный контакт с предметами и попытки дотронуться до объектов.
Координированные вторичные реакции (от 8 месяцев до года). Помимо намеренных действий, появляется подобие жестов и речи. Начинает формироваться практический интеллект.
Третичные реакции (от года до полутора лет). Фактически последний этап, на котором ребенок развивается только в сенсомоторном поле. Появляются признаки любопытства.
Воспроизведение (от полутора до 2 лет). Активное освоение подражания.
Среди ключевых достижений данного периода можно выделить появление скоординированных движений, навык группировки и воспроизведения. Кроме того, появляется осознание отдельного от субъекта существование объектов.

Стадия сенсомоторного интеллекта и предоперационная стадия (интеллектуальная теория Ж. Пиаже)

Под сенсомоторным интеллектом Пиаже подразумевал этап развития, который предшествует периоду активного овладения речью. В этот момент сознание

Слайд 11В раннем детском возрасте (0-3года) развитие личности осуществляется преимущественно в семье,

зависит от принятой в ней тактики воспитания. Фазы развития в раннем детском возрасте фиксируют следующие результаты [9]:
первая – адаптацию на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни при первоначальном неумении выделить все «Я» из окружающих явлений;
вторая – индивидуализацию, противопоставление себя окружающим: «моя мама», «я мамина», «мои игрушки» и т. д., демонстрирование в поведении своих отличий от окружающих;
третья – интеграцию, позволяющую управлять своим поведением, считаться с окружающими, подчиняться требованиям взрослых, предъявлять им реалистические запросы и т. д.

Характеристика периода адаптации (эра восхождения к зрелости А.В. Петровский)

В раннем детском возрасте (0-3года) развитие личности осуществляется преимущественно в семье, зависит от принятой в ней тактики

Слайд 12По А. Н. Леонтьеву [10]:
• В основе онтогенетической теории развития –

психологическая теория деятельности.
• Структура возраста (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральные и побочные линии развития, ведущей функции) проецируется на структуру деятельности.
• Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.
• Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются на линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности.
• В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:
• игра (ранний дошкольный возраст),
• учение (школьный возраст),
• труд (взрослые возраста).

Д. Б. Эльконин [11]:
• рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый»;
• эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.
Среди видов ведущей деятельности, Д. Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера.
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. В деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, то есть, интеллектуально-познавательная сфера .
Во многом деятельностная парадигма развивает положения Выготского. «В процессе онтогенетического развития человек вступает в особые, специфические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, которые созданы предшествующими поколениями людей». «Действительный, ближайший к человеку мир, который более всего определяет его жизнь - это мир, преобразованный или созданный человеческой деятельностью. Однако мир общественных предметов, предметов, воплощающих человеческие способности, сформировавшиеся в процессе развития общественно-исторической практики, он непосредственно не дан индивиду; в этом своем качестве он стоит перед каждым отдельным человеком как задача».


Характеристика периода раннего возраста (теория деятельности А.Н.Леонтьев. Д.Б.Эльконин)

По А. Н. Леонтьеву [10]:• В основе онтогенетической теории развития – психологическая теория деятельности.• Структура возраста (возрастное

Слайд 13Для детей раннего возраста организовывать занятия рекомендуется в форме игры. Это

обусловлено тем, что игра является ведущим видом деятельности для детей раннего возраста. Игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности дошкольника.
При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром. Игра позволяет дошкольнику находить контакт со сверстниками, быстрее адаптироваться к обществу, к новым условиям. Детей, как правило, объединяет общая игровая деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также при помощи игры формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться. Игра дает ребенку чувство необходимости, он может чувствовать себя частью коллектива, учится взаимодействовать с ним.
При помощи игры можно оказывать воздействие на ребенка, в том числе и воспитательное, логопедическое. Педагог в ходе проведения коррекционных программ может широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда дошкольник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих. Под воздействием подобного стремления происходит в первую очередь развитие речи.
Именно через игру дошкольник начинает чувствовать себя частью коллектива. Воспитатель, в свою очередь, сосредотачивает внимание на том, чтобы чувства и действия ребенка способствовали установлению положительных отношений друг с другом, основанных на дружбе и справедливости [3].
Для детей необходимо организовывать игровую развивающую среду, устраивать различные игры, использовать игрушки.
Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности.
Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в это время закладывается его отношение к людям, к себе, к миру.
Для успешной адаптации, развития представлений о сенсорных эталонах, психологи рекомендуют делать массаж рук и пальчиков, проводить развивающие занятия с использованием различных по ощущениям материалов.
Материалы могут быть гладкими, шершавыми, теплыми, холодными, мягкими, твердыми, разными по форме, цвету (гречка, горох, мячик, кубик и т.д.). Такие игры стоит проводить в раннем возрасте в целях профилактики отставания в развитии, а также если оно выявлено в качестве простейших упражнений, дающих ребенку представление об окружающем мире. Далее можно проводить пальчиковую гимнастику. Она включает повторение ребенком по образцу фигур руками, обозначающих определенные образы: коза, оса, собака, цепь и т. д. Очень важно каждый день стимулировать ладони и кончики пальчиков массажем руками или массажными валиками, шариками, ковриками [17].

Рекомендации педагогам по развитию основных видов деятельности детей раннего возраста и их адаптации

Для детей раннего возраста организовывать занятия рекомендуется в форме игры. Это обусловлено тем, что игра является ведущим

Слайд 14Ведение адаптации
Поступление детей в соответствии с графиком приема детей
Укороченное время пребывания

в детском саду.
Соблюдение рекомендаций по адаптации
Ведение адаптационных листов.
Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации

Ведение адаптацииПоступление детей в соответствии с графиком приема детейУкороченное время пребывания в детском саду.Соблюдение рекомендаций по адаптацииВедение

Слайд 15Режим       
По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.
Соблюдение гибкого режима
Питание
Сбалансированное и

рациональное питание.
Привитие навыков самостоятельности
Привитие навыков самостоятельного приема пищи.
При отказе от питания не кормить насильно.

Гимнастика и массаж
Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.
Занятия, соответствующие возрасту.
Закаливание
Закаливание по любой методике
Закаливание по щадящей схеме в учреждении
Воспитательное воздействие
Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.
На период адаптации - игровая деятельность с элементами занятия

Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации

Режим       По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.Соблюдение гибкого режимаПитаниеСбалансированное и рациональное питание.Привитие навыков самостоятельностиПривитие навыков самостоятельного

Слайд 16Организовывать занятия рекомендуется в форме игры. Игра используется как средство воспитания

заикающихся детей и коррекции личностных отклонений. Игра – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Игра может быть охарактеризована как основной вид деятельности, поскольку при помощи игры происходит формирование и становление личности дошкольника.
При помощи игры реализуются все основные потребности и навыки детей, происходит взаимодействие с миром взрослых, окружающим миром. Игра позволяет дошкольнику находить контакт со сверстниками. Детей как правило объединяет общая игровая деятельность, формирует общие интересы, потребности, цели. Также при помощи игры формируются общие интересы, увлечения. Совместная деятельность способствует развитию личности, формированию социально – значимых качеств, умения общаться. Игра дает ребенку чувство необходимости, он может чувствовать себя частью коллектива, учится взаимодействовать с ним.
При помощи игры можно оказывать воздействие на ребенка, в том числе и воспитательное, логопедическое. Педагог в ходе проведения коррекционных программ может широко задействовать игровые технологии и элементы для достижения самых разнообразных целей и задач. В первую очередь необходимо сосредотачивать внимание ребенка на формировании навыка общения, развития речи, формирования положительных взаимоотношений в коллективе. Тогда дошкольник ощущает потребность в общении, чувствует себя частью коллектива, стремится высказать свои мысли, ощущения, эмоции, а также стремится понять окружающих. Под воздействием подобного стремления происходит в первую очередь развитие речи.
Игра является неотъемлемой частью воспитания ребенка, и рассматривается как. Именно через игру дошкольник начинает чувствовать себя частью коллектива. Воспитатель, в свою очередь, сосредотачивает внимание на том, чтобы чувства и действия ребенка способствовали установлению положительных отношений друг с другом, основанных на дружбе и справедливости [3;45].

Рекомендации по организации занятий для детей раннего возраста

Организовывать занятия рекомендуется в форме игры. Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений.

Слайд 17Возраст 0-1 месяц
Для детей в возрасте от 0 до 1 месяца

нужны стимулирующие игрушки. Идеально подойдут яркие игрушки. Старайтесь выбирать игрушки с контрастными цветами. Также потребуются несколько разнообразных погремушек.
Возраст 1-3 месяца
Для детей в этом возрасте нужны такие игрушки, которые будут удобны для хватания. В этом возрасте детям понравятся игрушки, которые будут звенеть, издавать различные звуки, шумы. Также обратите внимание на текстуру игрушек: она также должна быть достаточно разнообразной. Это дает возможность развить мелкую моторику, координацию рук, ведь детки в этом возрасте уже достаточно развиты: начинают держать головку, изучать окружающий мир.
Возраст 3-6 месяцев
В этом возрасте детям нужны игрушки средних размеров. Игрушка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Детей по-прежнему привлекают игрушки, издающие различные звуки и шумы, яркие, контрастные. Подойдут игрушки, состоящие из блоков различных размеров. Также учитывайте, что ребенку должно быть удобно жевать и держать игрушку. В этом возрасте можно давать книги с яркими, красочными рисунками и картинками.
Возраст 6-9 месяцев
В этом возрасте ребенок уже сидит. Он все время осматривается, ищет вокруг себя что-то интересное. В таком возрасте ребенку непременно понравятся яркие шарики, мягкие надувные шары различных цветов и текстуры. Также нужны звенящие, мягкие игрушки. Игрушки должны быть такими, чтобы их было удобно брать.
Возраст 9-12 месяцев
В возрасте от 9 до 12 месяцев игрушки зависят уже от пола. Мальчикам больше подойдут машинки, пищалки, мячики, солдатики. Девочкам подойдут различные ткани, куклы, платья, посуда. В этом возрасте подходит конструктор, другие полезные игрушки, которые дают возможность детям строить, вкладывать, двигать, совершать различные действия. Для обеспечения нормального психического и социального развития, детям нужны разнообразные игрушки, периодически их нужно менять, обновлять.
Возраст 1-3 года – ранний возраст
Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности.
Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в это время закладывается его отношение к людям, к себе, к миру.

Игрушки для различных возрастов

Возраст 0-1 месяцДля детей в возрасте от 0 до 1 месяца нужны стимулирующие игрушки. Идеально подойдут яркие

Слайд 18Проблема воспитания и обучения дошкольников является одной из наиболее важных и

актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому все большую актуальность приобретает изучение различных теорий развития детей раннего дошкольного возраста
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду [19].
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
Существует ряд факторов, которые провоцируют стресс у ребенка в период адаптации. В огромной степени влияет отрыв от матери. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так.
Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант - адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает.
Педагог-психолог, сопровождая детей в период их адаптации к ДОУ, придерживается следующих целей [20]:
- исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
-  помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного    образовательного учреждения;
          Практическая значимость исследования заключается в проведении практических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации их к условиям ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста. Работа проводится поэтапно:
1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.
3. Контрольная диагностика (повторная) - через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.
В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала  посещения ими детского сада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема воспитания и обучения дошкольников является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном

Слайд 19Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей

детского сада– М.: Просвещение, 2011. –167 с.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.; –Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.
Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
Гризик Т.И. Ловкие пальчики.– М: Просвещение, 2007.- 54 с.
Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.– М.: МПСИ Модэк, 2007.– 266 с.
Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 2013. – 411 с.
Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2011. – 159 с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е издание исправ. и доп. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 246 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2011. – 688 с.
Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. –М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Рогов Е.И. Общая психология. – М.: Владос, 2012. – 433 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.
Шаграева О.А. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.

Используемая литература

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада– М.: Просвещение, 2011. –167

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть