Слайд 1МОУ «Гимназия г. Тореза»
Формирование УУД посредством совершенствования подходов к развитию
техники
чтения
Подготовила Дударевская С.П.
учитель начальных классов,
высшая категория «старший учитель»
Слайд 2Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир
и самих себя.
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Чтение, по словам многих ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль
в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Поэтому важно контролировать уровень развития навыка чтения каждого ученика, проводить работу по совершенствованию техники чтения.
Слайд 4КОМПОНЕНТЫ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Навык чтения –
это
комплекс умений и навыков:
умение понимать смысл текста;
правильно прочитывать слова;
читать выразительно;
темп чтения.
Слайд 5
Внутренняя
речь
Способ чтения
Правильность
Осознанность
Понимание
Выразительность
Темп,
скорость чтения
Слайд 6 Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается
как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее.
Слайд 7
Техническая сторона
Навык чтения
Смысловая сторона
Слайд 8 Смысловая сторона чтения – это совокупность понимания читающим:
значений слов, употребленных в
прямом и переносном смысле;
содержание каждого предложения;
содержание и смысл отдельных частей текста (абзацев, глав);
основного смысла всего содержания текста.
Слайд 9Техническая сторона чтения – включает в себя:
правильность;
способ чтения;
выразительность;
скорость (темп) чтения.
МИР
МАМА
Родина
Слайд 10
СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ
Непродуктивные
Продуктивные
Побуквенное
Отрывистое слоговое
Плавное слоговое
Плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов
Чтение целыми
Слайд 11 Скорость чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.
Ориентировочные показатели по темпу чтения
(по В.Г. Горецкому)
Слайд 12 Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
замены;
пропуски;
перестановки;
добавления;
искажения;
повтор
букв, слогов, слов;
правильно или ошибочно делает ударение в словах;
ошибки в окончании.
Слайд 13 Выразительность чтения включает в себя:
умения правильно использовать паузы;
делать логическое ударение;
находить
нужную интонацию;
читать громко и внятно.
При оценке работы по формированию полноценного навыка чтения у учащихся начальной школы желательно проверить этот навык в целом и в каждой из составляющих его сторон. Судить о навыке чтения только по одной какой – либо его стороне неправильно и неполно.
Слайд 14Группы упражнений по совершенствованию навыков чтения
Упражнения, направленные на развитие четкости
произношения
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст
Слайд 15ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
Психологические упражнения
Начало работе с книгой кладут
упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются. Устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 – 30 с. Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза!», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.
Слайд 16Упражнения на развитие зоркости
Какая буква, слог, слово лишние?
а, у, р, о,
ы;
ма, ра, ла, ны, са;
река, речка, ручка, ручеек.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
Слайд 17
Работа с предложением
Подобные упражнения нужно проводить
с предложениями,
записывая их сначала так:
Лара
сама
мыла
раму.
Потом записывать таким образом:
Лара сама мыла раму.
Слайд 18Артикуляционная гимнастика
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и
постановкой дыхания. Дикция – основа четкости речи. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе на темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
чтение шепотом и медленно;
чтение тихо и умеренно;
чтение громко и уверенно;
игры на звукоподражание;
скороговорки.
Слайд 19
Метод динамического чтения
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги
или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами (про себя).
Задание: прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слогов слова…
.
Слайд 20Упражнения на развитие антиципации
Закончи пословицы.
Дома стены ____________.
Век живи, ______ _______.
Готовь сани
летом, __ _____ ____________.
2. Чтение предложений текста с пропущенными словами.
Собака грызет ________и.
Завтра у нас будут _________.
Папа забивает _________.
3. Постоянное наращивание слова.
ЛЕС
ЛЕСОК
ПЕРЕЛЕСОК
(смысловой догадки)
СМЫСЛОВАЯ ДОГАДКА
Слайд 21Упражнения для развития темпа чтения
Чтение «эхо»
Чтение «канон»
Чтение «спринт»
Чтение со счетом слов
Упражнение
чтение – разводка
«Жужжащее чтение»
Чтение с простукиванием ритма
Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки)
Слайд 22Упражнения на развитие осознанности чтения
За короткое время ребенок должен не только
успеть прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать .
1. Назови одним словом
Чиж, грач, сова, ласточка стриж - …
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли - …
2. Раздели слова на группы
а) заяц б) корова в) апельсин
горох шкаф автобус
ежик стул абрикос
3. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова
Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.
Насекомые: сорока, комар, кукушка, пчела.
Слайд 23 Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту,
перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда – то ребенок открывает в нем что – то новое, чего не заметил при первом чтении.
Цель учителя: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, развития речи, больше внимая уделять словарной работе, использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке.
Слайд 24Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова
молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны?
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!