Слайд 1Огонь-друг…
Огонь-враг…
Информационно- методический дистанционный центр «ОЛИМП»
МОРОЗОВА Е.Ф., воспитатель I
кв.категории
Г.Новосибирск, МКДОУ № 90
Слайд 2Участники проекта
Воспитатели средней группы «Тюльпанчик»
Родители
Дети средней группы
Инспектор по пожарной
безопасности
Вид проекта: краткосрочный поисково-познавательный проект с элементами творчества
Слайд 3Актуальность
Несформированность у
детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами приводит иногда к печальному результату. Ребёнку необходимо не только сказать, что «Так делать нельзя, это опасно!», но важнее объяснить «Почему нельзя и как нужно действовать». У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Наш проект направлен на активное приобретение детьми культуры безопасного поведения, на знакомство детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.
Слайд 4Пояснительная записка
В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаем актуальным введение проекта «Огонь – друг… Огонь – враг…" в деятельность дошкольного учреждения. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар).
Новизна проекта: через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм работы с детьми формировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).
Слайд 5Цель проекта
Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного
поведения, создание
условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах
пожарной безопасности в ДОУ.
Слайд 6Задачи проекта
1. Расширять и углублять знания детей о
правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения; дать понятие о том, что огнь может быть другом и врагом;
2. Учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
3. Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
4. Расширять знания детей о профессии пожарного;
5. Развивать в детях желание заниматься физкультурой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
6. Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
7. Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Слайд 7Ожидаемые результаты
1. Расширение кругозора детей, словарного запаса, получение у
детей начальных знаний по пожарной безопасности, углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
2. Правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
3. Знать средства пожаротушения;
4. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
5. Знать о профессии пожарного;
6. Изменение отношения родителей к данной проблеме;
7 .Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Слайд 8Принципы реализации проекта
1.Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров и др.ситуаций.
2.Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
3.Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
4.Принцип гумманизации во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его
здоровье и безопасности.
5.Принцип занимательности необходим для вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремиться к достижению конечного результата.
6.Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную сферу дошкольника.
7.Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности.
8.Принцип дифференциального и индивидуального подхода заключается в постоянном углублении и расширении задач по обучению, развитию, воспитанию ребенка.
9.Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшей жизни в современном обществе.
10.Принцип полезности заключается в формировании практических действий во время чрезвычайной ситуации (пожар).
11.Принцип цикличности и систематичности усложнения материала.
12.Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательной, эмоциональной расскрепощенности.
Слайд 9Подготовительный этап
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
3. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, подбор презентаций для просмотра, сюжетных картинок и иллюстраций, загадок по безопасности для детей.
4.Подбор и изготовление игр.
5. Подбор материала для проведения опытов и экспериментов, выставки книг,
6. Организация специальной предметно - развивающей среды.
Слайд 10Основополагающие вопросы по теме проекта
Проблемные вопросы:
Есть вещи, о которых взрослые говорят детям: "Это не игрушки, это опасно!" Почему взрослые называют спички опасными игрушками для детей ? Огонь - наш друг или враг? Что вы будете делать, если увидите огонь? Чем можно отравиться при пожаре? (угарным газом) Зачем нужна тряпочка, через которую вы дышите? Что нужно сделать, если вы обожглись?
Учебные вопросы: Чем огонь помогает людям? Почему огонь может быть опасен для людей? С чем детям играть - опасная привычка? Кто приходит на помощь во время пожаров ? Что необходимо делать всем, чтобы не было пожаров?
Слайд 11Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие»:
Развивать у детей связную речь детей, расширять словарный запас.
«Познавательное развитие»:
Развивать у детей внимание, логику, мышление при решении проблемных ситуаций.
Уточнять роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.
Расширять представления детей о правилах пожарной безопасности и о средствах пожаротушения.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Закреплять у детей умение рисовать пожарную машину карандашом.
Продолжать учить детей создавать композицию и размещать рисунок на листе бумаги. Воспитывать аккуратность в работе.
«Социальльно-коммуникативное развитие»:
Воспитывать у детей бережное отношение к себе и окружающим людям, взаимовыручку и взаимопомощь.
«Физическое развитие»:
Совершенствовать у детей двигательные умения и навыки детей.
Слайд 12Практический этап
1. Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
2.Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;
3.Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);
4.Рассматривание картин, рисование рисунков, изготовление книжек;
5.Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности).
6.Проведение опытов, экспериментов.
Слайд 13Виды деятельности
Познавательная деятельность.
1.Беседа»Почему огонь полезен и опасен», «О труде пожарных», «Эти
предметы таят опасность», »Спички детям не игрушки», ситуация «Что делать если…», »Знает каждый гражданин, этот номер 01».
2.Просмотр презентаций «Огонь друг или враг», «Какой он, огонь».
3.Рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя», рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь»
Восприятие художественной литературы
1. Чтение произведений С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», К.Чуковский «Путаница», С.Михалков «Дядя Степа», чтение «Сказки о спичке и добром огне»,
2. Заучивание наизусть отрывков из сказки «Кошкин дом».
Коммуникативная деятельность
1. Загадывание загадок по теме.
2. Разучивание сценок кукольного театра по сказке С.Маршака «Кошкин дом» (отрывок по сказке С. Маршака «Кошкин дом» (отрывок из сказки).
3.Игровые ситуации
Изобразительная деятельность
1. Аппликация «Пожарная машина».
2. Рисование «Пожарная машина», «Пожар».
3. Пластилинография «Пожарная машина спешит на помощь».
Слайд 14 Игровая деятельность
Дидактические игры:
1.»Да или нет»;
2.»Опасно - неопасно»;
3.»Подбери определение к
слову «Пожарный»»;
4.»Что нужно пожарному для работы»;
5.»Пожароопасные предметы»;
6.»Не играй с огнём»;
7.»Это я, это я, это все мои друзья»,
8.»Собери номер пожарной охраны».
Сюжетно – ролевые игры:
«Мы пожарные» ;
«Игра – загадка «Если возник пожар»».
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
1. «Кто быстрее?»;
2. Спортивные упражнения «Сбей огонь», «Пройди не упади» ;
3. «Если ты пожарный стойкий…»;
4.»Пожарные на учении».
Слайд 15Формы реализации проекта
Содержание и формы работы
Понедельник «Осторожно, огонь!» Разобрать с
детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара. - беседа «Почему огонь полезен и опасен?»- чтение и заучивание отрывка из сказки С. Маршак «Кошкин дом», разучивание сценок кукольного театра С. Маршака «Кошкин дом», С.Маршак «Пожар»- загадывание загадок по теме, совместное изготовление с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь»- рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя!»- просмотр презентаций «Огонь друг или враг», «Какой он, огонь»- д/и «Да или нет».
Вторник «Пожарный герой – он с огнём вступает в бой» Познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Прививать уважение к труду пожарных. - беседа о труде пожарных , рассматривание картины «Пожарная машина спешит на помощь», с.р.и. «Мы - пожарные», п /и «Пожарные на учении», заучивание стихотворения «Мы - пожарные», д/и «Опасно-неопасно», «Подбери определение к слову пожарный», «Что нужно пожарному для работы»- чтение К. Чуковского «Путаница», чтение отрывка С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Оформление уголка пожарной безопасности в группе.
Слайд 16Среда «Детские шалости с огнём и их последствия» Сформировать представление детей о
предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовая плита и т.д. Познакомить с правилами пожарной безопасности. - беседа «Эти предметы таят опасность», «спички детям не игрушка»- загадывание загадок , Чтение «Сказка о спичке и добром огне» , К.Чуковский «Путаница», С.Михалков «Дядя Стёпа»- ситуация «Что делать если…», папка – передвижка «Пожарная безопасность»- Игра-загадка «если возник пожар», д/и «Пожароопасные предметы». Книжная выставка «Огонь вокруг нас», пластилинография «Пожарная машина спешит на помощь».
Четверг «Знает каждый гражданин, этот номер - 01» Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить правильно сообщать о пожаре по телефону. - экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности), Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону», беседа «Знает каждый гражданин, этот номер 01»- заучивание стихотворения, игра «Это я, это я, это все мои друзья», продуктивная деятельность рисование «Пожар», «Пожарная машина», чтение Г.Остер «Вредные советы».
Пятница Блиц – турнир «Юные пожарные» Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности. - литературная викторина, загадывание загадок, игра «Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны»- чтение стихов- разминка «Чем тушат пожар»,аппликация «Пожарная машина», Коллаж «Огонь – друг… Огонь – враг…».
Слайд 17Заключительный этап
1.Презентация проекта в форме
изготовления коллажа «Огонь – друг… Огонь – враг…».
2. Книжная выставка «Огонь вокруг нас»
3. Выставка в группе «Осторожно, огонь!».
4. Встреча с интересным человеком: с инспектором пожарной безопасности.
5. Оформление уголка пожарной безопасности в группе, для родителей (папки – раскладушки, консультации, рекомендации).
Слайд 251.Консультации для родителей »Правила поведения при пожароопасной ситуации», «Если в доме
пожар».
2.Папки – раскладушки «Пожарная безопасность»
3.Выступление инспектора пожарной безопасности на собрании.
Работа с родителями
Слайд 27Результаты проекта
1. Дети имеют представление о пользе
и вреде огня, называют причины возникновения пожара, знают правила пожарной безопасности, знают, как надо вести в экстремальной ситуации, запомнили номер пожарной части.
2. Называют пожароопасные предметы, окружающие их. Имеют представления о профессии пожарного.
3. Эмоционально реагируют при наблюдении за красотой окружающего мира, пытаются передать свои чувства через рисование, аппликацию, рассказ.
4. Умеют устанавливать связи и взаимодействие человека и природы.
5. Родители стали более активными и внимательными к своим детям.