Слайд 1ЗАНЯТИЕ 2
ОСЕННЯЯ СКАЗКА
Цель: познакомиться с «Осенней сказкой» Н. Абрамцевой, обобщить представления
о признаках осени; воспитывать любовь к природе; развивать внимание, память, мышление, фонематический слух, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся - цветные карандаши.
Слайд 21.Провести сегодняшнее занятие, ребята, нам поможет произведение Натальи Абрамцевой, которое называется
«Осенняя сказка».
Итак, слушаем.
Зазвенел яркий жёлто-красно-оранжевый будильник, и проснулась Осень-красавица.
- Я не опоздала? - встревожилась она и выглянула в окно. - Меня уже ждут, наверное.
Осень собралась быстро и, конечно, не забыла свою волшебную шаль. Золотая шаль была соткана из нитей грибного дождя и солнечных лучей, а если приглядеться, виделись в золоте разноцветные осенние ...
Слайд 3Задание 1. Внимательно послушайте звуки и соедините их в слова.
[Л’] [И]
[С’] [Т] [Й’] [А], [Г] [F] [И] [Б] [Ы] и [К] [А] [Л] [О] [С’] [Й’] [А],
[В’] [И] [Н] [А] [Г] [Р] [А] [Т] и [Й-] [А] [Б] [Л] [А] [К’] [И] , и
[У] [Л*] [И] [Т] [А] [Й] [У] [Щ*] [И] [Й*] [Э] [Ж] [У] [Р] [А] [В] [Л*] [И],
Ответ. Листья, грибы и колосья, виноград и яблоки, и улетающие журавли.
Слайд 4и ещё столько всего, что даже сама Осень не могла запомнить.
Явилась
Осень к людям. А люди и не сразу заметили. Не до того им. Удивлены и расстроены люди. Крупные в садах яблоки выросли за лето, но кислые. На полях золотые колосья, красивые колосья, а зерна лёгкие, будто ненастоящие, - не получится из них хорошей муки. А на виноградниках тяжёлые гроздья. Видимо-невидимо их, но не сладкий виноград, не вкусный совсем. Вот люди и беспокоятся.
А Осень не беспокоится. «Лето хорошо поработало, всё подготовило, - огляделась она, - дело за мной». И взлетела над садами, полями, виноградниками волшебная шаль Осени.
Теперь людям только успевай! Яблоки сладкие: в ту корзину - жёлтые, в эту - красные. Зерна тяжёлые: из одних мука для хлеба, из других, самых лучших, - для пирожков и пирожных. Виноград сладкий, сочный: и на сегодня, и на завтра, и ещё хватит на соки для малышей до самой весны.
Слайд 5Задание 2. Распределите слова на две группы, соблюдая определённую закономерность. Дайте
название каждому столбику, а затем исключите лишнее, на ваш взгляд, слово.
ОГУРЦЫ, ЗЕМЛЯНИКА, КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ, ВИНОГРАД, КАЛИНА, КЛЮКВА, СВЕКЛА.
1я группа: Огурцы, картофель, морковь, свёкла - овощи.
Лишнее слово: Огурцы, так как эти овощи собирают с открытого
грунта летом, а не осенью.
2я группа: Земляника, виноград, калина, клюква - ягоды.
Лишнее слово: Земляника, так как не является осенней ягодой
Слайд 6Быстро собрали люди урожай и, похоже, были им очень довольны. И
Осень рада. Как же иначе! Но вот посмотрели люди вокруг, и оказалось, что в садах их не осталось яблок; а поля вовсе не золотые, а чёрные; а виноградники, раньше жёлто-зелёные и фиолетовые, стали бледными, грустными, без единой яркой виноградинки. Переглянулись люди:
- Осень? Уже?
«Конечно, это я, - подумала Осень, - давно я. Наверное, люди были так заняты урожаем, что меня просто не сразу заметили. Неважно! Главное, что всего много и всё вкусное». И Осень улыбнулась - она была довольна. А люди не улыбнулись, они, кажется, уже не были довольны.
- Да... - вздохнули люди. - Лето кончилось. Вот и осень. Да... - задумались они. — Осень... А что делать?.. А ничего не поделаешь.
«Странно, - удивилась Осень, - люди мне будто и не рады. Быть не может».Видимо, люди подумали о том, какие осенние явления природы ждут их, потому и не очень радовались. Чтобы и вам ярче представить себе картины осени, отгадайте следующие загадки.
Слайд 7Задание 3. Отгадайте загадки. Соедините их стрелками со словами отгадками.
Вслед за
августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем.
Мы его, конечно, знаем.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода?
Знаешь ты?
Конечно, да!
Ответ. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.
Слайд 8Подчеркните все признаки осени, которые упоминаются в загадках.
Ответ.
Вслед за августом приходит,
С
листопадом хороводит
И богат он урожаем.
Мы его, конечно, знаем.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды.
Оголяются леса.
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячки завалился.
Что за месяц к нам явился?
Кто тепло к нам не пускает.
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода?
Знаешь ты? Конечно, да!
Слайд 9«И снова, теперь уже над лесами и перелесками, взлетела волшебная шаль
Осени.
И вот машина за машиной, автобус за автобусом повезли людей в осенний лес. Долго гуляли люди по лесу и, кажется, были довольны. «Урожай понравился, лес мой понравился, значит, и я людям в радость», - думала Осень».
Слайд 10Задание 4. Закройте на минуту глаза. Представьте, что вы оказались в
осеннем лесу.
Учитель читает текст, дети с закрытыми глазами слушают и представляют себе услышанное.
Моросит мелкий осенний дождик. По небу ползут серые тоскливые тучи. На лесной полянке порыжела трава. Висят в воздухе тонкие паутинки. Неслышно осыпаются с деревьев пёстрые листья.
Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Возле старого пня растут два подосиновика. Их шляпки весело выглядывают из травы. К одной из них прилип опавший листок. Грибы заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.
• Какие картины вам представились особенно ярко? Расскажите.
Слайд 11А люди будто снова недовольны чем-то, будто печальны даже. Несут люди
полные корзинки грибов. И в рыжих, и в разных - красных, шоколадных, жёлтых - шапочках. А корзины с осенней ягодой - ярко-ярко- красной клюквой! А ещё охапки разноцветных рябиновых, дубовых,
кленовых листьев. Бережно несут люди домой это осеннее волшебство и
вздыхают:
-Осень... Да... Совсем осень. А что делать?.. А ничего не поделаешь...
«А что, что нужно делать?! - Осень почти испугалась. - Почему печальны люди?
Слайд 12Неужели они хотят прогнать меня? Неужели я всё-таки им не нравлюсь?»
И
она решила удивить людей, дать им полюбоваться тем, что не увидишь ни в какое другое время года. В самое небо на этот раз взлетела волшебная шаль Осени.
Смотрите, смотрите, - звали друг друга люди, - быстрее, не успеете.
Даже самые равнодушные долго не отрывали глаз от неба. И неудивительно. Летели птицы. Просто летели, и всё. На юг.
Видишь? Это стая ласточек. Маленьких, но очень смелых.
Да нет же - это рбвная-преровная нить сказочных гусей-лебедей.
Тебе показалось! Это журавли. Это их стройный клин. Это они курлычет.
Слайд 13Задание 5. Перерисуйте по клеточкам изображение одной из улетающих птиц.
Какую птицу
больше напоминает это
изображение? (Гуся.)
Каких перелётных птиц вы знаете? (Поползень, снегирь, щегол, свиристель, дятел, клёст и другие.)
Вот такое чудо подарила Осень людям. Долго смотрели люди в небо, вслед разным прекрасным птицам. А потом?
- Да... Осень. Да, настоящая осень. А что делать? А ничего не поделаешь...
Опустила Осень руки. Заплакала Осень. «Ничем людям не угодишь. Уйду!» Закуталась она в свою волшебную шаль и отправилась куда глаза глядят.
Слайд 14Но вот беда - расстроенная, обиженная Осень нечаянно надела свою шаль
наизнанку. А изнанка была... Совсем не золотой, совсем не красивой, совсем другой была изнанка. Так случается и не с волшебными вещами, а с волшебными тем более. Не красные яблоки, не золотые листья, не крики журавлей несла с собой изнанка чудесной шали. Холодный долгий дождь и злой ветер вырвались из её складок.
Дует ветер, льет дождь, медленно бредёт-уходит Осень вдаль по размокшей уже дороге. А что же люди? Люди смотрят в другую сторону. Там, в другой стороне, невидимая пока, на обочине дороги, чтобы в слякоть не ступить, стоит в белых своих одеждах красавица Зима.
Взмахнула Зима своей волшебной шалью, и полетели сначала редкие, потом всё чаще снежинки. Удивительные, хрупкие, узорчатые, невесомые, прекрасные. Чудо? Радость? Да уж и не знаю...
- Зима? Уже? - переглянулись люди. - Да... Осень прошла. Быстро как... Да... А жаль. Вот и зима. А что делать?.. А ничего не поделаешь...
Интересный народ - люди. Жаль им Осень!.. Не ту, добрую, золотую. Сегодняшнюю - дождливую, печальную, некрасивую. А вот Зима со всеми чудесами, похоже, не ко времени им. Странные люди. Да... А что делать?.. А ничего не поделаешь.
Осень обычно начинается как праздник красок, а заканчивается ненастными днями. Деревья стоят голые. Грязь, дождь, сырость. Каждый человек замечает и чувствует в осени что-то своё. Каждому и золотая, и поздняя осень открывает свои секреты по-особому.
Ребята, а что вам нравится в осени? Что не нравится? Почему?
Вам понравилась сказка? Какое настроение она навевает? Почему?
Слайд 15Задание 6. Сделайте иллюстрацию к наиболее понравившемуся вам фрагменту сказки.
Занятие окончено.
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ...».