Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «Солнышко»
Хохольского района
ПЕСОЧНая ТЕРАПИя
как одно из направлений системно-деятельностного подхода при работе с детьми ОВЗ.(ТНР)
Учитель-логопед Любуцина В.В.
Слайд 2
Цель:
Развитие речи и коррекция речевых нарушений детей через использование метода
песочной терапии
Задачи:
Обучать правилам работы с песком, создавая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
Сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
Активизировать словарный запас детей;
Помогать проявлять индивидуальные особенности каждого ребенка;
Развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Слайд 3 Актуальность
Актуальность данной
проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают положительное влияние песочной терапии.
Слайд 4 Теоретическое обоснование педагогического опыта
Характерологическими особенностями детей с
нарушениями речи является быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развития эмоционально-волевой сферы.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
И в этом случае метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.
Слайд 5Практическая значимость опыта работы
Перенос традиционных логопедических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Слайд 6Технология педагогического опыта
В «песочнице» создается дополнительный акцент
на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка.
Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям.
Игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки.
Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию.
Игры и упражнения в песке гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.
Слайд 7Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта
Игра в «песочнице»
активизирует потенциальные творческие способности. Реализация многогранных возможностей метода песочной игротерапии способствует более качественной коррекции речи и эмоционально-волевой сферы детей данной категории.
Методы и приемы
Методы: наглядно-слуховой, практический, объяснение, наглядно-зрительный, метод активизации творческих проявлений, метод экспериментирования, побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Приемы: дискуссии, беседы, игры – коммуникации, экологические и исторические игры, проективные игры, познавательные игры, рисование цветным песком, посыпание цветной морской солью, элементы сказкотерапии, музыкальное сопровождение.
Слайд 8Игры с использованием песочной терапии,
делятся на три направления
Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное , ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры,
с их помощью осуществляется психологическая и педагогическая диагностика, коррекция и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и подгрупповой или же на фронтальных занятиях.
Слайд 9Большой интерес в качестве материала для художественного творчества детей вызывает цветной
песок. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, позволяет легко воплотить самые фантастические замыслы.
Вместо песка можно использовать другие сыпучие материалы: соль, манку, рис, молотый кофе.
Слайд 10ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ
Рисование кулаком и ладонью
Рисование ребром большого пальца
Рисование
щепотью
Рисование мизинцами
Слайд 11ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ
Одновременное использование нескольких пальцев
Симметрично двумя руками
Насыпание из кулачка, рисование с использованием формочек для выпечки
Слайд 12Результативность
Опыт работы показал, что использование песочной терапии
в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда дает положительные результаты:
У детей интенсивно развиваются высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), когнитивные процессы, а так же речь.
Сформированы речевые навыки общения.
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта».
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии).
Дети свободно используют грамматические категории языка.
Автоматизированы корригируемые звуки.
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний.
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе.
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.
Слайд 13Внедряемость опыта
Представленный педагогический опыт может быть
с успехом реализован в любом дошкольном образовательном учреждении, в практической деятельности учителей – логопедов, воспитателей, родителей с детьми дошкольного возраста при наличии необходимого минимума, требуемого при реализации метода песочной терапии.