Слайд 1Первый раз в первый класс: как подготовить ребёнка к обучению в
школе
Автор: Щукина Светлана Николаевна, педагог-психолог
МКДОУ-детский сад №6
Слайд 2Ответственный момент в жизни ребёнка и его родителей
Как помочь малышу стать
успешным школьником?
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению?
Что такое готовность к школе?
Слайд 3Готовность к школе –это комплексное понятие
специальная
готовность
психофизиологическая
готовность
психологическая
готовность
Слайд 4Портрет психологически не готового к школе ребёнка
Преобладают игровые интересы;
Не проявляет интереса
к учѐбе;
Нарушает дисциплину;
Отвлекается на уроке;
Бывает внимательным только тогда, когда ему интересно;
Не дослушивает инструкции учителя;
Не умеет работать с другими детьми;
Не умеет признавать собственные ошибки и исправлять их;
Недостаточно самостоятелен.
Слайд 5Психофизиологические особенности
возраст 6-7 лет- это период активного анатомо-физиологического созревания. Происходит интенсивный
рост мышц: развитие крупных мышц (движений) опережает развитие мелких мышц (мелких моторных движений),
к концу периода мозг составляет 90% от мозга взрослого человека
Слайд 6Психофизиологическая готовность
Дети, у которых отсутствуют функциональные отклонения, редко болеющие, имеющие
высокий уровень физического развития составляют в среднем 20-25% будущих первоклассников!
умственное
физическое напряжение
Слайд 7Психофизиологическая готовность: что могут сделать родители?
Укрепление здоровья, физическое развитие, закаливание.
Развитие крупной
моторики, координации движений (подвижные игры).
Развитие мелкой моторики: штриховка, обведение фигур по трафарету или шаблону, раскрашивание.
Установление режима дня
Организация сбалансированного питания.-Профилактика близорукости, плоскостопия, сколиоза.
Слайд 8Психологическая готовность
Необходимый уровень психологического развития ребёнка для освоения школьной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников
Интеллектуальная готовность.
Личностная готовность.
Эмоционально-волевая готовность.
Социально-психологическая готовность.
Слайд 9Интеллектуальная готовность
Определенный уровень развития познавательных психических процессов –мышления, памяти, внимания, восприятия,
воображения
Определенный запас представлений, в том числе, нравственных
Уровень развития речи
Уровень познавательной активности
Слайд 10Показатели интеллектуальной готовности:
Внимание-выполнять задание до конца, не отвлекаясь и сосредотачиваясь.
находить
до 10 отличий между двумя картинками;
находить одинаковые предметы из ряда подобных;
находить фрагменты картинок;
проходить лабиринты из линий взглядом
Слайд 12Показатели интеллектуальной готовности
Восприятие –воспринимать предметы и явления целостно, воспринимать свойства предмета.
Подбирать
недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
Складывать картинку из 12-15 частей;
Ориентироваться в помещении или на рисунке (влево, вправо, вниз, вверх, между, перед, за и т.д.);
Знать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;
Уметь различать предметы по цвету,
форме, величине.
Слайд 14Показатели интеллектуальной готовности:
Память: запоминать и вспоминать необходимую информацию.
Запоминать до 9
предметов;
Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок может повторить 5-6);
Запоминать и повторять по памяти небольшие фразы, произнесённые 1-2 раза;
Знать стихи наизусть, загадки.
Слайд 15Показатели интеллектуальной готовности:
Мышление –выделять существенные признаки предмета и явления; объяснять
и рассуждать.
Видеть сходство и различие;
Подбирать логические пары предметов (гнездо –птица, молоток –гвоздь);
Понимать содержание простых текстов и картинок, отвечать на вопросы по их содержанию;
Находить закономерности в логических цепочках;
Определять последовательность событий.
Слайд 17Показатели интеллектуальной готовности:
Речь –понимание, владение связной речью.
Находить в словах отдельные
звуки -делить слова на слоги;
Иметь достаточный словарный запас (примерно 7000 слов).
Иметь правильное звукопроизношение.
Уметь построить фразу из 3-5 слов,
Составлять рассказ по картинке;
Пересказывать;
Знание всех букв алфавита необходимо,
а вот умение читать возможно, если ребёнок проявляет к этому интерес.
Слайд 19
Интеллектуальная готовность: что могут сделать родители?
Помогите ребёнку овладеть элементарной информацией. (Ф.И.О.
родителей, своѐ полное имя, адрес, номер телефона).
Читайте книги (художественные и познавательные).
Формируйте знания и представления об окружающем мире:-элементарные понятия : виды растений и животных, погодные явления, единицы измерения времени, количество;-ряд представлений общего характера: о видах труда взрослых, о родной стране, о праздниках;-понятие о пространстве (расстояние, направление движения, величина и форма предметов, их расположение);-представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).
Слайд 20
Для развития мыслительных способностей, познавательных интересов:
Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе
с ним.
Играйте в развивающие игры.
Задавайте детям вопросы, требующие размышлений.
Используйте развивающие возможности Интернет, телевидения.
Больше разговаривайте с ребёнком на разные темы. Учите ребёнка отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, составлять предложения в 3-5 слов, а затем и связный рассказ в 3-5 предложений.
Слайд 21
Личностная готовность
подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к
окружающему миру и самому себе, принятие позиции школьника, т.е. позиции «хочу учиться».
Характеризуется:
-наличием познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг; решение задач, выполнение интеллектуальных заданий);
-формированием «позиции школьника»,
-положительного отношения к школе.
Слайд 22
Личностная готовность: что могут сделать родители?
Развивайте познавательные интересы ребёнка (чтение книг,
просмотр телепередач, беседы, ответы на вопросы, развивающие игры)
Положительное отношение к школе и учебной деятельности самих взрослых
«Учёба в школе –это серьёзно, важно и
ответственно!»
Не пугайте детей трудностями и неудачами в школе!
Слайд 23
Эмоционально-волевая готовность
«Самый главный показатель готовности к школе —умение ребенка принять инструкцию,
услышать и понять, что от него хотят. А инструкция —это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что-то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию».
Слайд 24
Произвольное поведение как показатель эмоционально-волевой готовности
Произвольное поведение –это сознательно контролируемое
поведение, у которого есть намерение и цель.
Снижение произвольности
проявляется в том, что ребёнок
не способен:
-слушать учителя на уроках;
-работать по правилу и по образцу;
-соблюдать дисциплину
Слайд 25
Эмоционально-волевая готовность: что могут сделать родители?
Развитие умения преодолевать трудности;
Развитие навыков самообслуживания;
Выполнение
посильных трудовых поручений;
Развитие терпения, аккуратности в ИЗО-деятельности;
Игры (сюжетно-ролевые,
дидактические, игры с
правилами).
Слайд 26
Социально-психологическая готовность
Способность вступать в деловые отношения с взрослыми и сверстниками;
Отношение
к учителю как к авторитетному лицу;
Положительное отношение к самому себе;
Положительное отношение к сверстникам;
Умение сдерживать свои эмоции
Слайд 27Что могут сделать родители?
Поддерживайте авторитет учителя.
Формируйте черты, необходимые для жизни в
обществе: вежливость, сдержанность, дружелюбие.
Средства воспитания навыков общественного поведения:
-пример взрослых,
-справедливая оценка поступков ребенка,
-напоминания об общепринятых правилах поведения.
Исключите из вашего общения приказной тон, нецензурную брань. Общайтесь с ребёнком вежливо. Он обязательно скопирует ваш стиль.
Развивайте навыки сотрудничества у вашего ребёнка. Не вмешивайтесь жѐстко в конфликты вашего ребёнка, обвиняя окружающих. Старайтесь разобрать ситуацию.
Слайд 28
Психологическая готовность родителей к школьному обучению
Понимают ли взрослые, что учиться трудно?
Готовы ли сами родители к школьным трудностям и неудачам ребёнка?
Осознают ли родители реальный уровень возможностей ребёнка?
Принимают ли родители ребёнка
таким, каков он есть?