Слайд 1Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с ДЦП (рисование).
Слайд 2Первый этап
На I этапе занятий по рисованию дети обучаются
элементарным графическим движениям
по
опорным точкам в вертикальном и горизонтальном
направлениях.
Материал: цветные гранённые карандаши
(утолщённые), альбом для рисования.
Руководство: педагог показывает ребёнку, как
правильно держать карандаш, располагать руку
в процессе рисования.
Слайд 3Задания:
Нарисовать «ниточки» по опорным точкам в вертикальном направлении (разноцветные, короткие, длинные
отрезки);
Нарисовать «дорожку» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки);
Нарисовать геометрические фигуры по опорным точкам (квадрат, треугольник, ромб)
Нарисовать дом с забором, деревом по опорным точкам.
Слайд 4Методические требования к занятиям I этапа:
Опорные точки наносятся на бумагу до
занятия;
На первых занятиях следует обращать внимание детей на то, как правильно держать карандаш, и на положение рисующей руки;
Занятия проводятся в небольшой группе (по 23 человека);
Продолжительность занятий можно варьировать в зависимости от динамики усвоения ребёнком навыков;
Рекомендуется поощрять ребёнка за успешное заданий оценкой в виде звёздочек.
Слайд 5Второй этап
На II этапе дети обучаются произвольному
управлению графическими движениями с помощью
методики
разработанной И.И. Мамайчук в 1989 г.
Материалы: альбом для рисования, утолщённые
гранённые карандаши, трафареты, изготовленные
из пенопласта или картона, изображающие
геометрические фигуры и фигуры животных.
Руководство:. педагог показывает ребёнку как укрепить
трафарет и обводить контур фигуры. При обведении
контура фигуры движения должны быть медленными,
при закрашивании быстрыми.
Слайд 6Задания:
Нарисовать и раскрасить по трафаретам квадрат и прямоугольник;
Нарисовать и раскрасить по
трафаретам круг и овал;
Нарисовать и раскрасить по трафаретам треугольник и ромб;
Нарисовать и раскрасить по трафаретам флажки, неопределённые фигуры разной величины;
Нарисовать и раскрасить по трафаретам фигуры животных.
Слайд 7Методические требования к занятиям II этапа:
Требовать от ребёнка правильной осанки;
Следить
за тем, чтобы дети обводили контуры фигур медленно, а закрашивали быстрыми, размашистыми движениями;
Раскрашивание необходимо делать в соответственно с формой фигуры;
Учить детей произвольно регулировать силу нажима;
Перед занятием совместно с ребёнком сделать анализ фигуры на трафарете;
В процессе занятий обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги;
Проводить занятие в строгой указанной последованности.
Слайд 8Третий этап:
На III этапе, перед тем как ребёнок начнёт
рисовать, педагог совместно
с ребёнком
исследует образцы и предлагает
сконструировать их из готовых блоков.
Материал: альбом для рисования, цветные
карандаши, геометрические фигуры,
разделённые на несколько частей, объемные
фигуры, разделённые на части.
Слайд 9Задания:
Нарисовать «дорожку», предварительно построенную ребёнком из кирпичиков разного цвета;
Нарисовать квадрат, треугольник
и прямоугольник, предварительно построенные из палочек одинаковой величины;
Нарисовать геометрические фигуры, предварительно сложенные из частей;
Нарисовать домики, предварительно сложенные из геометрических фигур;
Нарисовать разноцветные «воротники» (одноярусные, двухъярусные), предварительно сконструированные из блоков разной величины.
Слайд 10Методические требования к занятием III этапа:
Занятия этого этапа рекомендуется проводить с
ребёнком индивидуально;
Если ребёнок испытывает затруднение в процессе конструирования предметов, следует напомнить приёмы;
Следует сопоставить изображённый ребёнком предмет с образом;
Продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
Слайд 11Четвёртый этап:
На IV этапе продолжается освоение детьми
изображения предметов с натуры,
включаются занятия
по изображению
предметов по замыслу и представлению.
Материалы: цветные карандаши, альбом для
рисования; предметы одинаковой фактуры (куб,
пирамидка, матрёшка, и др.); пластмассовые бусы
на ниточке, модели из яблока, банана, огурца и т.д.
Руководство: педагог предлагает ребёнку сначала
ощупать фигуру, словесно описать её, а затем нарисовать.
Слайд 12Задание:
Нарисовать, яблоко, грушу с натуры с предварительным их обследованием с помощью
зрения и осязания;
Нарисовать бусы на ниточке после осязательнозрительного восприятия;
Нарисовать катушку, пирамидку после осязательного и зрительного восприятия;
Нарисовать куб, шар после осязательного восприятия.
Слайд 13Методические требования к занятиям IV этапа:
Занятия с детьми рекомендуется проводить небольшой
группой (34 человека);
Обязательно проводить занятия в указанной выше последовательности;
Добиваться, чтобы дети в процессе осязательного и зрительного восприятия образцов делали их тщательный анализ, называли их существенные признаки;
Напоминать детям, как нужно закрашивать рисунок (горизонтальные, вертикальные, круговые линии);
Прежде чем начинать рисовать, предложить детям воспроизвести форму фигуры движением руки;
В конце занятий совместно с ребёнком сопоставить его рисунки с образцами.