«Садимся за уроки»
«Как выполнять домашнее задание»
«Как готовить домашнее задание по русскому языку»
«Правила выполнения письменного задания»
«Как подготовиться к выразительному чтению»
«Как готовиться к устному выступлению»
«Как работать над черновиком изложения и сочинения»
Как работать над сочинением
1. Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя.
2. Выполните замечания по содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок; напишите новое начало или другую концовку.
3. Измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части (Z).
4. Подумайте, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным.
5. Исправьте те предложения, которые неверно построены (П).
6. Найдите слова, которые написаны с ошибкой (I). Исправьте.
7. Напишите после исправления второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы.
1, 1, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4, 5, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 начало
КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА
Есть ли в слове безударная гласная?
Нет
Да
Сравни проверяеиое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Измени слово или подбери родственное.
3.
Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п],[ф],[к],[т],[с] или [ш]?
Да: нужно проверять.
Нет: проверять не нужно.
Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.
Слышится звонкий.
Слышится глухой.
Пиши букву б, в, г, д, з или ж.
Пиши букву п, ф, к, т, с или ш.
Есть ли после приставки е, ё или я?
Оканчивается ли она на согласный?
Да.
Нет: ъ не пишется
Да.
Нет: ъ не пишется
Да: ъ пишется.
Нет: ъ не пишется
3.
Проверяемое слово - имя существительное?
Да.
Нет: проверь по словарю
Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
Да.
Нет: проверь по словарю
Определи род: женский, мужской.
Женский: пишется ь.
Мужской: ь не пишется.
Нет: пиши слитно, это приставка.
Да.
Можно ли вставить вопрос или иное слово?
Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка.
Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка.
3
Назови форму, в которой существительное оказалось в предложении
род
тип скл.
падеж
число
Имя существительное
Разбор слова как части речи
одуш.
неодуш.
Если какое – нибудь сущест -вительное окажется в пред- ложении вместе с пред- логом, не забудь об этом упомянуть.
Это важно!
Подсказка
3
Назови форму, в которой прилагательное оказалось в предложении
время
число
падеж
Разбор слова как части речи
вид
тип спр.
время
число и род
лицо и число
Разбор слова как части речи
обычно отвечают на один и тот же вопрос
выполняют одну и ту же роль в предложении
Это значит, все они - сказ., или все - подлеж.,, или дополн. и т. д.
2
3
По одному.
По 2 или несколько.
2.
Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)?
3.
Есть ли между ними союз "и"?
Нет: мужду однородными членами нужна запятая (или запятые). Проверь написанное.
Да: перед "и" запятая не нужна
Части сложного предложения
,
Дети пели играли
и
Гром гремит, молния сверкает
и
3 грам.основы - 3 части
100 грам.основ - 100 частей
Простое
Сложное
односост.
нераспр.
распр.
двусост.
Разбери по членам предложения
1) Сосчитай, сколько частей 2)Посмотри, как они связаны 3) Каждую часть разбери по членам предложения
2. Укажи гласные звуки последовательно, расскажи о них: ударный, безударные.
3. Определи согласные звуки, расскажи о них: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие.
4. Определи количество звуков и букв.
Голубка – 3 слога, 2-й слог ударный.
[г] – согласный, звонкий парный, твёрдый г
[а] – гласный, безударный о
[л] – согласный, звонкий непарный, твёрдый л
[у] – гласный, ударный у
[п] – согласный, глухой парный, твёрдый б
[к] – согласный, глухой парный, твёрдый к
[а] – гласный, безударный а
7 зв.
7 б.
голубка – голубь, голубок
семя – зерно, предназначенное для посева;
семья – группа живущих вместе близких родственников.
СЕМЯ
СЕМЬЯ
ПРОИЗНОШЕНИЕ:
семя – [ ], семья – [ ].
НАПИСАНИЕ:
семя – семья.
Разделительный мягкий знак пишется
в корне после буквы, обозначающей
согласный звук, перед буквами:
е, ё, и, ю, я.
Разделительный Ь
пишется
в корне
после буквы, обозначающей
согласный звук, перед буквами:
е, ё, и, ю, я.
подъезд съехал
объём объявление
вьюга семья деревья
ружьё воробьи
согл. Ь е
ё
и
ю
я
согл. Ъ е
ё
ю
я
Рассуждай так:
Если непонятен смысл слова, узнаю его смысл.
Найду ударный гласный.
Выделю корень.
Найду в корне безударный гласный звук, написание которого нужно проверить.
Подберу проверочное слово: для этого изменю форму слова (леса - лес) или найду однокоренное слово (перелесок) так, чтобы гласный был под ударением.
Зима – самое холодное время года, которое наступает вслед за осенью и сменяется весной.
2. Ударный гласный [а]: зима.
Зима. Корень зим.
Безударный гласный [и] в корне: зима.
Изменю форму слова: зима – зимы.
Найду однокоренные слова: зима – зимушка, зимний.
В проверочных словах под ударением гласный звук [и]. В корне пишу букву и.
Зимы, зимний – зима.
3. Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: лай-ка, паль-то, объ-езд.
4. В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: Ан-на, суб-бота.
5. Нельзя отрывать от приставки конечную букву: под-бросить, под-писать.
6. Нельзя отрывать первую букву от корня: по-строить, при-учить, со-брать.
2. Отвечает на вопросы: к т о? ч т о?
3. Бывает одушевленным (к т о? человек, птица) и неодушевленным (ч т о? книга, цветок), собственным (Оля, Астана) и нарицательным (девочка, город).
4. Имеет род (мужской – лук, женский – капуста, средний - яблоко), склонение (1-е – книга, 2-е – карандаш, 3-е - тетрадь).
5. Изменяется по числам и падежам – склоняется.
6. В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.
3. Изменяется по родам, числам и падежам в зависимости от рода, числа и падежа имени существительного.
4. В предложении чаще всего бывает определением:
Имя
прилагательное
Имя
существительное
род
число
падеж
род
число
падеж
Золотые и багряные листья устилают ковром мокрую землю.
х
х
х
какие?
какую?
6. В предложении чаще всего бывает сказуемым.
3. Относится к I или II спряжению.
4. Изменяется по временам:
5. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам – спрягаются:
НАСТОЯЩЕЕ
БУДУЩЕЕ
ед. ч.
мн. ч.
1-е л.
2-е л.
3-е л.
I спряжение
Е
II спряжение
И
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам:
Неопределённая форма – заметить.
М. р. – л заметил . Ср. р. – л о заметил о . Ж. р. – л а заметил а .
3. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение.
4. Непостоянные признаки: падеж, число.
5. Роль в предложении.
Разбирай имена существительные так:
Земля покрылась снежным ковром.
1. Ковром – имя существительное, так как слово ковёр обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о?
2. Начальная форма ковёр.
3. Неодушевлённое, нарицательное, мужской род, 2-е склонение.
4. Стоит в творительном падеже, единственном числе.
5. В предложении является дополнением.
Записывай так:
Ковром – сущ., ч т о?, ковер, неодушевл., нарицат., м. р., 2-е скл., в т. п., в ед. ч., дополнение.
х
чем?
2. Начальная форма (мужской род, именительный падеж, единственное число).
Разбирай имена прилагательные так:
Белой берёзой.
1. Белой (берёзой) – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к о й?, зависит от имени существительного берёзой.
2. Начальная форма белый.
3. Стоит в женском роде, творительном падеже, единственном числе.
Записывай так:
Белой (берёзой) – прилаг., к а к о й?, белый, в ж. р., в т. п., в ед. ч.
Действие уже совершилось, прошло.
Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а л? ч т о с д е л а л?
читал, сидел, пропел
Действие будет происходить, произойдет.
Глаголы отвечают на вопросы: что будет делать? что сделает?
будет читать, будет сидеть, прочитает, споёт
Действие совершается сейчас, в момент речи.
Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а е т? ч т о д е л а ю т?
читает, сидит, поют
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
I спряжение
II спряжение
Ед. ч. 2-е л.
3-е л. е
Мн. ч. 1-е л.
2-е л.
3-е л. -ут , -ют
I спряжение
II спряжение
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями узнают
по неопределенной форме
ПОРЯДОК РАЗБОРА
Разбирай глаголы так:
Отец часто говорил с сыном о книгах.
Говорил – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ч т о д е л а л?
Неопределенная форма говорить, суффикс –и-.
II спряжение.
Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.
В предложении является сказуемым.
Записывай так:
Говорил – гл., говорить, II спр., пр. вр., ед. ч., м. р., сказ.
Говоришь – гл., говорить, II спр., наст. вр., ед. ч., 2-е л., сказ.
выросли на ножке
на зеленой ножке
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
ясный день
поехал на дачу
поют хором
Главное слово день,
Зависимое слово ясный.
Главное слово поехал,
Зависимое слово на дачу.
Главное слово поют,
Зависимое слово хором.
Связь слов в словосочетании выражена
с помощью окончания, предлога и интонации.
Главные члены предложения не зависят друг от друга, поэтому словосочетанием не являются. Они составляют основу предложения.
где?
какой?
какой?
куда?
как?
х
х
х
х
х
Подлежащее чаще всего выражено именем существительным.
Сказуемое чаще всего выражено глаголом.
какое?
как?
х
х
Серые облака затянули небо.
1. По цели высказывания – повествовательное.
2. По интонации – невосклицательное.
3. В предложении говорится об облаках. Облака – это подлежащее. Об облаках что сказано? Они затянули. Это сказуемое. Облака затянули – главные члены предложения, основа предложения.
4. Второстепенные члены предложения: небо, серые. Предложение распространенное.
5. Облака (какие?) серые. Серые – второстепенный член предложения, поясняет подлежащее. Затянули (что?) небо. Небо – второстепенный член предложения, поясняет сказуемое.
какие?
что?
х
х
Кот, петух да баран жили в лесной избушке.
Удивительная тишина наступила и в поле, и в роще,
и в воздухе. В траве виднелись красные и желтые
шляпки грибов.
Однородные члены предложения:
отвечают на один и тот же вопрос;
относятся к одному и тому же слову.
Между однородными членами предложения ставится запятая.
Если между двумя однородными членами стоит союз и или да в значении и, запятая не ставится.
Если союз и повторяется, запятая ставится.
( , , )
( и )
( , и )
(и , и , и )
что делали?
кто?
кто?
кто?
где?
где?
где?
какие?
какие?
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть