Презентация, доклад Памятки, правила и алгоритмы 1 - 4 класс

Содержание

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.Проверь,

Слайд 1
ПАМЯТКИ
правила
АЛГОРИТМЫ

ТАБЛИЦЫ
для 1- 4 классов

ПАМЯТКИправилаАЛГОРИТМЫ ТАБЛИЦЫ для 1- 4 классов

Слайд 2Садись за уроки всегда в одно и то же время.
Проветри комнату

за 10 минут до начала занятий.
Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
Сотри со стола пыль. Смени, если необходимо, загрязненный лист бумаги.
Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол для правши, дальний правый угол для левши).
Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
Приготовь письменные принадлежности для занятий.
Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
Убери со стола все лишнее.
Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, расстегни воротничок рубашки, если он давит шею. Открой учебник …

«Садимся за уроки»

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи

Слайд 3КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ
1. Домашнюю работу начинай с работы над

ошибками. Используй «памятку».
2. Повтори правила, которые плохо помнишь. Попробуй найти свои примеры на это правило.
3. Найди и прочитай правило, которое необходимо для выполнения домашнего задания.
4. Прочитай задания упражнения. Подумай, как правильно их выполнить.
5. Выполни упражнение письменно.


КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ 1. Домашнюю работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку».2. Повтори правила, которые

Слайд 4Выработай привычку садиться за приготовление уроков всегда в одно и то

же время. Аккуратно записывай все задания в дневнике каждый день.
Начинай занятия с самого трудного для тебя.
Перед выполнением письменных работ прочитай, повтори правила, определения.
Устные задания лучше учить так: прочитай текст внимательно, раздели на смысловые группы, вслух повтори. Потом прочитай текст еще раз и расскажи только те места, которые хуже всего запомнились. Вечером перед сном просмотри выученные тексты.
Заучивать дословно надо определения, правила, цитаты, теоремы, стихи, новые слова по иностранному языку.
Заучивать дословно лучше всего в несколько приемов в течение нескольких дней.
Все записи в тетрадях веди четко, аккуратно, время от времени просматривай.
Расширяй кругозор чтением. Выписывай при чтении интересные мысли.

«Как выполнять домашнее задание»


Выработай привычку садиться за приготовление уроков всегда в одно и то же время. Аккуратно записывай все задания

Слайд 5 Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.

Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу.

«Как готовить домашнее задание по русскому языку»


Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл. Выучи или повтори заданное правило.

Слайд 6Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.
Сядь удобно,

как учат в школе.
Прочитай задание, подумай, посмотри какие правила необходимо применить при выполнении упражнения. Вспомни, если забыл, посмотри в учебник.
Если необходимо, посмотри подобные предложения, выполненные в классе под руководством учителя.
Не спеша, приступай к письму.
Пиши, не напрягаясь и не вольно. Не отвлекайся на посторонние дела.
Пользуйся черновиком, если задание трудное.
Выполнив упражнение, проверь его. Аккуратно исправь ошибки, если есть. Если грязно написал, перепиши.

«Правила выполнения письменного задания»


Приведи в порядок рабочее место, приготовь все необходимое для работы.Сядь удобно, как учат в школе.Прочитай задание, подумай,

Слайд 7Перечитай произведение или отрывок.
Определи, о чем говорится в тексте.
Какие чувства вызывают

у тебя события, герои?
Представь героев в своем воображении («нарисуй» словесную картинку).
Определи подтекст (скрытую мысль, если она есть).
Сформулируй задачу чтения: как относишься к персонажам, событиям и что сообщишь слушателям.
В соответствии с задачей выбери речевые средства выразительности: тон, темп. Выдели паузы и ударения.
Проверь себя: соответствуют ли выбранные тобой средства по содержанию и смыслу текста.
Прочитай текст выразительно.

«Как подготовиться к выразительному чтению»


Перечитай произведение или отрывок.Определи, о чем говорится в тексте.Какие чувства вызывают у тебя события, герои?Представь героев в

Слайд 8Подумайте, с какой целью вы будете говорить.
Определите тему, основную мысль, основной

тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный, критический т.д.).
Соберите или отберите необходимый материал.
Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).
Составьте план. В нем должны быть сформированы вопросы, которые вам необходимо раскрыть, продумайте их последовательность, смысловую связь, переходы от одной части вашего будущего высказывания к другой.
Проговорите свое высказывание, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами, мимикой.

«Как готовиться к устному выступлению»


Подумайте, с какой целью вы будете говорить.Определите тему, основную мысль, основной тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, возмущенный,

Слайд 9Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и

основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок. Устраните их.
Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.

«Как работать над черновиком изложения и сочинения»


Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно,

Слайд 10Определите тему и основную мысль сочинения.
Подумайте: кого, в чем вы будете

убеждать своим сочинением?
Соберите или отберите необходимый материал.
Составьте план.
Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как работать над сочинением


Определите тему и основную мысль сочинения.Подумайте: кого, в чем вы будете убеждать своим сочинением?Соберите или отберите необходимый

Слайд 11Как готовиться к изложению
Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
Найдите

в тексте опорные слова и словосочетания.
Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них.
Найдите слова, которые нужно проверять. Объясните их написание.
Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
После того как напишете изложение,
Не забудьте проверить свою работу.


Как готовиться к изложениюПрочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.Найдите в тексте опорные слова и словосочетания.Составьте

Слайд 12КАК ПРАВИЛЬНО СПИСАТЬ ТЕКСТ
1. Внимательно прочитай текст.
2. Подумай, понятно ли

тебе, о чем идет речь в тексте.
3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова.
4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам.
5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.


КАК ПРАВИЛЬНО СПИСАТЬ ТЕКСТ 1. Внимательно прочитай текст.2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в

Слайд 13Как составить текст-повествование
Определите:
1. О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)?
2.

Какая мысль в рассказе будет основной?
3. Как лучше озаглавить текст?
4. С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться во вводной части)?
5. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряжённым, чем всё завершилось)?
6. Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?


Как составить текст-повествованиеОпределите:1. О чём вы будете рассказывать (какова тема текста)?2. Какая   мысль

Слайд 14Как составить текст-описание
1. Определите своё отношение к предмету, который будете описывать.
2.

Выделите признаки предмета.
3. Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.


Как составить текст-описание1. Определите своё отношение к предмету, который будете описывать.2. Выделите признаки предмета.3. Подумайте, какие слова

Слайд 15Как составить текст-рассуждение
1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете

доказывать.
2. Доказательство, рассуждение. Его мож­но начать так: «Происходит это потому, что...», «Объясняется это тем, что...» и т. п.
3. Вывод.


Как составить текст-рассуждение1. Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.2. Доказательство, рассуждение. Его мож­но

Слайд 16Как работать над ошибками и исправлять

текст сочинения

1. Прочитайте сочинение и ознакомьтесь с замечаниями учителя.
2. Выполните замечания по содержанию (С): найдите лишнее (не на тему); дополните, если нужно, текст; замените неудачный заголовок; напишите новое начало или другую концовку.
3. Измените, если нужно, части текста: их порядок, количество предложений в каждой части (Z).
4. Подумайте, какие слова лучше употребить в тексте, чтобы он был более точным.
5. Исправьте те предложения, которые неверно построены (П).
6. Найдите слова, которые написаны с ошибкой (I). Исправьте.
7. Напишите после исправления второй вариант сочинения. Стремитесь к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляйте слова точно. Используйте синонимы.

1, 1, 2, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 4, 1, 2, 3, 4, 5, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 начало

Как  работать  над  ошибками  и  исправлять текст сочинения1. Прочитайте  сочинение и

Слайд 17Как работать над ошибками в написании слов
1. Произнесите слово и найдите

орфограмму.
2. Разберите слово по составу и узнайте, в какой части слова допущена ошибка.
3. Если ошибка в приставке, вспомните, как пишется приставка, или посмотрите в «Словаре», в учебнике «Русский язык».
4. Если ошибка в корне, узнайте, на какое правило эта ошибка. Подберите проверочное слово.
5. Если ошибка в суффиксе, посмотрите в «Словаре» или в учебнике, как он пишется.
6. Если ошибка в окончании, определите, какой частью речи является слово, и вспомните, как проверяется безударное окончание имени существительного, прилагательного или глагола.
7. Подберите два-три слова на то же правило и напишите.


Как работать над ошибками в написании слов1. Произнесите слово и найдите орфограмму.2. Разберите слово по составу и

Слайд 181. Поставь в слове ударение.
2. Выдели корень.
3. Подчеркни гласную, которую нужно

проверить.
4. Проверь гласную изменением слова.
Образец: леса — лес, дома — дом.
Помни: В проверяемом и проверочном словах пишется одна и та же буква.

КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА


1. Поставь в слове ударение.2. Выдели корень.3. Подчеркни гласную, которую нужно проверить.4. Проверь гласную изменением слова.Образец: леса

Слайд 19КАК ПРОВЕРИТЬ СОГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА
1. Произнеси слово, найди и

подчеркни букву, которую нужно проверить.
2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой со­гласной стояла гласная буква.
Образец: гриб — грибы, зубки — зубок.


КАК ПРОВЕРИТЬ СОГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА 1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить.2. Проверь

Слайд 20КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) РАЗБОР СЛОВА
1. Прочитай слово вслух.
2. Определи,

сколько в слове слогов.
3. Назови ударный слог.
4. Выдели в слове гласные звуки (ударные, безударные).
5. Найди согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие).
6. Определи, сколько в слове звуков, сколько букв.


КАК ВЫПОЛНИТЬ ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ (ФОНЕТИЧЕСКИЙ) РАЗБОР СЛОВА 1. Прочитай слово вслух.2. Определи, сколько в слове слогов.3. Назови ударный

Слайд 21Алгоритм
проверки безударной гласной корня:
1.
2.
3.
4.
Найди в

слове корень.

Есть ли в слове безударная гласная?

Нет

Да

Сравни проверяеиое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Измени слово или подбери родственное.


Алгоритм проверки безударной гласной корня: 1. 2. 3. 4. Найди в слове корень. Есть ли в слове

Слайд 22Алгоритм
проверки парных звонких/ глухих согласных на конце слова
1.
2.


3.

Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п],[ф],[к],[т],[с] или [ш]?

Да: нужно проверять.

Нет: проверять не нужно.

Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.

Слышится звонкий.

Слышится глухой.

Пиши букву б, в, г, д, з или ж.

Пиши букву п, ф, к, т, с или ш.


Алгоритм проверки парных звонких/ глухих согласных на конце слова 1. 2. 3. Произнеси проверяемое слово. Есть ли

Слайд 23Алгоритм
проверки употребления разделительного Ъ:
1.
2.
3.
Есть ли в

слове приставка?

Есть ли после приставки е, ё или я?

Оканчивается ли она на согласный?

Да.

Нет: ъ не пишется

Да.

Нет: ъ не пишется

Да: ъ пишется.

Нет: ъ не пишется


Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ: 1. 2. 3. Есть ли в слове приставка? Есть ли после приставки

Слайд 24Алгоритм
употребления ь после шипящих на конце имен существительных.
1.
2.


3.

Проверяемое слово - имя существительное?

Да.

Нет: проверь по словарю

Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?

Да.

Нет: проверь по словарю

Определи род: женский, мужской.

Женский: пишется ь.

Мужской: ь не пишется.


Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных. 1. 2. 3. Проверяемое слово - имя существительное?

Слайд 25Алгоритм
проверки слитного /раздельного написания приставки/ предлога:
1.
2.
Употребляется ли

проверяемое слово без предлога/приставки?

Нет: пиши слитно, это приставка.

Да.

Можно ли вставить вопрос или иное слово?

Да, можно: пиши раздельно, это предлог, а не приставка.

Нет, нельзя: пиши слитно, это приставка.


Алгоритм проверки слитного /раздельного написания приставки/ предлога: 1. 2. Употребляется ли проверяемое слово без предлога/приставки? Нет: пиши

Слайд 26

1
Поставь существительное в нач.форму


2
Расскажи всё, что можно узнать

о существительном по нач.форме



3

Назови форму, в которой существительное оказалось в предложении





род

тип скл.

падеж

число



Имя существительное

Разбор слова как части речи


одуш.

неодуш.


Если какое – нибудь сущест -вительное окажется в пред- ложении вместе с пред- логом, не забудь об этом упомянуть.
Это важно!

Подсказка


1 Поставь существительное в нач.форму 2 Расскажи всё, что можно узнать о существительном по нач.форме 3 Назови

Слайд 27Имя прилагательное


1
Назови нач.форму прилагательного


2
Найди существительное, с которым

оно согласуется



3

Назови форму, в которой прилагательное оказалось в предложении




время

число

падеж



Разбор слова как части речи


Имя прилагательное 1 Назови нач.форму прилагательного 2 Найди существительное, с которым оно согласуется 3 Назови форму, в

Слайд 28Глагол


1
Поставь глагол в нач.форму


2
Расскажите то, что можно

узнать о глаголе по нач.форме






вид

тип спр.

время

число и род

лицо и число



Разбор слова как части речи


Глагол 1 Поставь глагол в нач.форму 2 Расскажите то, что можно узнать о глаголе по нач.форме вид

Слайд 29Однородные члены предложения





Однородные члены предложения
относятся к одному и тому

же слову

обычно отвечают на один и тот же вопрос

выполняют одну и ту же роль в предложении

Это значит, все они - сказ., или все - подлеж.,, или дополн. и т. д.






2


3


Однородные члены предложения Однородные члены предложения относятся к одному и тому же слову обычно отвечают на один

Слайд 30Алгоритм
проверки однородных членов и знаков препинания
1.
Прочитать предложение. Сколько

в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов?

По одному.

По 2 или несколько.

2.

Какие это члены? Назови их. На какой вопрос они отвечают? К какому слову относятся (с каким словом связаны)?

3.

Есть ли между ними союз "и"?

Нет: мужду однородными членами нужна запятая (или запятые). Проверь написанное.

Да: перед "и" запятая не нужна


Алгоритм проверки однородных членов и знаков препинания 1. Прочитать предложение. Сколько в нем подлежащих, сказуемых, второстепенных членов?

Слайд 31Запятая перед одиночным союзом И




Что он связывает?
Однородные члены предложения


Части сложного предложения

,

Дети пели играли

и

Гром гремит, молния сверкает

и


Запятая перед одиночным союзом И Что он связывает? Однородные члены предложения Части сложного предложения , Дети пели

Слайд 32Простое и сложное предложение

1 грам.основа - 1 часть
2 грам.основы

- 2 части

3 грам.основы - 3 части

100 грам.основ - 100 частей


Простое и сложное предложение 1 грам.основа - 1 часть 2 грам.основы - 2 части 3 грам.основы -

Слайд 33Синтаксический разбор предложения


1.
2.
Цель высказывания
Строение





Повеств.
Вопросит.
Побудит.


Простое

Сложное




односост.

нераспр.

распр.


двусост.


Разбери по членам предложения


1) Сосчитай, сколько частей 2)Посмотри, как они связаны 3) Каждую часть разбери по членам предложения


Синтаксический разбор предложения 1. 2. Цель высказывания Строение Повеств. Вопросит. Побудит. Простое Сложное односост. нераспр. распр. двусост.

Слайд 34ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Произнеси слово, раздели слово на слоги, выдели ударный слог,

обозначь ударение.

2. Укажи гласные звуки последовательно, расскажи о них: ударный, безударные.

3. Определи согласные звуки, расскажи о них: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие.

4. Определи количество звуков и букв.


Голубка – 3 слога, 2-й слог ударный.

[г] – согласный, звонкий парный, твёрдый г

[а] – гласный, безударный о

[л] – согласный, звонкий непарный, твёрдый л

[у] – гласный, ударный у

[п] – согласный, глухой парный, твёрдый б

[к] – согласный, глухой парный, твёрдый к

[а] – гласный, безударный а

7 зв.

7 б.

голубка – голубь, голубок


ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВАПроизнеси слово, раздели слово на слоги, выдели ударный слог, обозначь ударение.

Слайд 35РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь (мягкий знак)




ЗНАЧЕНИЕ:






семя – зерно, предназначенное для посева;

семья – группа живущих вместе близких родственников.


СЕМЯ

СЕМЬЯ

ПРОИЗНОШЕНИЕ:

семя – [ ], семья – [ ].

НАПИСАНИЕ:

семя – семья.

Разделительный мягкий знак пишется

в корне после буквы, обозначающей
согласный звук, перед буквами:
е, ё, и, ю, я.


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь (мягкий знак)ЗНАЧЕНИЕ:

Слайд 36РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знаки)




подъезд
семья
Разделительный Ъ
пишется
после приставки,


оканчивающейся на согласный,
перед корнем,
начинающимся с букв:
е, ё, ю, я.

Разделительный Ь
пишется
в корне
после буквы, обозначающей
согласный звук, перед буквами:
е, ё, и, ю, я.

подъезд съехал
объём объявление

вьюга семья деревья
ружьё воробьи

согл. Ь е
ё
и
ю
я

согл. Ъ е
ё
ю
я


РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знаки)подъездсемьяРазделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный,  перед

Слайд 37БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ





Написание букв а, е, и, о, я в

безударных слогах корня
надо проверять.

Рассуждай так:

Если непонятен смысл слова, узнаю его смысл.
Найду ударный гласный.
Выделю корень.
Найду в корне безударный гласный звук, написание которого нужно проверить.
Подберу проверочное слово: для этого изменю форму слова (леса - лес) или найду однокоренное слово (перелесок) так, чтобы гласный был под ударением.

Зима – самое холодное время года, которое наступает вслед за осенью и сменяется весной.
2. Ударный гласный [а]: зима.
Зима. Корень зим.
Безударный гласный [и] в корне: зима.
Изменю форму слова: зима – зимы.
Найду однокоренные слова: зима – зимушка, зимний.
В проверочных словах под ударением гласный звук [и]. В корне пишу букву и.
Зимы, зимний – зима.


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕНаписание букв а, е, и, о, я в безударных слогах корня надо проверять.Рассуждай так:Если

Слайд 38ПЕРЕНОС СЛОВ







СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА
1. Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра.
2. Одну букву

нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку: яма, ар-мия, Юлия.

3. Буквы й, ъ и ь не отделяют от впереди стоящей буквы: лай-ка, паль-то, объ-езд.

4. В словах с двойными согласными одну букву оставляют на строке, вторую переносят на другую строку: Ан-на, суб-бота.

5. Нельзя отрывать от приставки конечную букву: под-бросить, под-писать.

6. Нельзя отрывать первую букву от корня: по-строить, при-учить, со-брать.


ПЕРЕНОС СЛОВСПОСОБЫ ПЕРЕНОСА1. Слова переносят по слогам: лам-па, сест-ра.2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя

Слайд 39ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ








Обозначает: конкретные предметы (дерево, ствол, тигр); явления природы (гром, молния,

дождь); события (праздник, рождение);признаки как предмет (белизна, смелость); действие, состояние как предмет (бег, сон).

2. Отвечает на вопросы: к т о? ч т о?

3. Бывает одушевленным (к т о? человек, птица) и неодушевленным (ч т о? книга, цветок), собственным (Оля, Астана) и нарицательным (девочка, город).

4. Имеет род (мужской – лук, женский – капуста, средний - яблоко), склонение (1-е – книга, 2-е – карандаш, 3-е - тетрадь).

5. Изменяется по числам и падежам – склоняется.

6. В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством.


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕОбозначает: конкретные предметы (дерево, ствол, тигр); явления природы (гром, молния, дождь); события (праздник, рождение);признаки как предмет

Слайд 40ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ






Обозначает признаки предмета: (яблоко) красное, спелое, сочное.
2. Отвечает на вопросы:

к а к о й? к а к а я?
к а к о е? к а к и е?

3. Изменяется по родам, числам и падежам в зависимости от рода, числа и падежа имени существительного.

4. В предложении чаще всего бывает определением:





Имя
прилагательное

Имя
существительное

род
число
падеж

род
число
падеж

Золотые и багряные листья устилают ковром мокрую землю.

х

х

х

какие?

какую?


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕОбозначает признаки предмета: (яблоко) красное, спелое, сочное.2. Отвечает на вопросы: к а к о й?

Слайд 41ГЛАГОЛ






Обозначает действие и состояние предмета: бежит, спит.
2. Отвечает на вопросы:

к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?

6. В предложении чаще всего бывает сказуемым.





3. Относится к I или II спряжению.


4. Изменяется по временам:


5. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам – спрягаются:




НАСТОЯЩЕЕ

БУДУЩЕЕ







ед. ч.

мн. ч.

1-е л.

2-е л.

3-е л.

I спряжение
Е

II спряжение
И

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам:

Неопределённая форма – заметить.
М. р. – л заметил . Ср. р. – л о заметил о . Ж. р. – л а заметил а .


ГЛАГОЛОбозначает действие и состояние предмета: бежит, спит. 2. Отвечает на вопросы: к а к о й? к

Слайд 42МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО







Порядок разбора
Часть речи (значение, вопрос).
Начальная форма (именительный падеж,

единственное число).

3. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение.

4. Непостоянные признаки: падеж, число.

5. Роль в предложении.

Разбирай имена существительные так:

Земля покрылась снежным ковром.

1. Ковром – имя существительное, так как слово ковёр обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о?

2. Начальная форма ковёр.

3. Неодушевлённое, нарицательное, мужской род, 2-е склонение.

4. Стоит в творительном падеже, единственном числе.

5. В предложении является дополнением.

Записывай так:

Ковром – сущ., ч т о?, ковер, неодушевл., нарицат., м. р., 2-е скл., в т. п., в ед. ч., дополнение.

х

чем?


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГОПорядок разбораЧасть речи (значение, вопрос).Начальная форма (именительный падеж, единственное число).3. Постоянные признаки: одушевлённое или

Слайд 43МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО



3. Род, падеж, число.



Порядок разбора
Часть речи (значение,

вопрос).

2. Начальная форма (мужской род, именительный падеж, единственное число).


Разбирай имена прилагательные так:

Белой берёзой.

1. Белой (берёзой) – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к о й?, зависит от имени существительного берёзой.

2. Начальная форма белый.

3. Стоит в женском роде, творительном падеже, единственном числе.

Записывай так:

Белой (берёзой) – прилаг., к а к о й?, белый, в ж. р., в т. п., в ед. ч.


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО3.  Род, падеж, число.Порядок разбораЧасть речи (значение, вопрос).2.  Начальная форма (мужской род,

Слайд 44ВРЕМЯ ГЛАГОЛА




Светит солнышко. Поют птички. Появились первые клейкие листочки. Скоро птички

выведут птенцов.

Действие уже совершилось, прошло.
Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а л? ч т о с д е л а л?
читал, сидел, пропел

Действие будет происходить, произойдет.
Глаголы отвечают на вопросы: что будет делать? что сделает?
будет читать, будет сидеть, прочитает, споёт

Действие совершается сейчас, в момент речи.
Глаголы отвечают на вопросы: ч т о д е л а е т? ч т о д е л а ю т?
читает, сидит, поют




НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ


ВРЕМЯ ГЛАГОЛАСветит солнышко. Поют птички. Появились первые клейкие листочки. Скоро птички выведут птенцов. Действие уже совершилось, прошло.Глаголы

Слайд 45БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛА





Ед. ч. 2-е л.

3-е л. и
Мн. ч. 1-е л.
2-е л.
3-е л. -ат , -ят




I спряжение

II спряжение

Ед. ч. 2-е л.
3-е л. е
Мн. ч. 1-е л.
2-е л.
3-е л. -ут , -ют

I спряжение

II спряжение

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями узнают
по неопределенной форме


БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛАЕд. ч. 2-е л.     3-е л.

Слайд 46МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА
Часть речи (значение, вопрос).
Неопределенная форма.
Спряжение.
Время. Число и лицо для

глаголов настоящего и будущего времени. Число и род для глаголов прошедшего времени.
Роль в предложении.


ПОРЯДОК РАЗБОРА




Разбирай глаголы так:

Отец часто говорил с сыном о книгах.

Говорил – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ч т о д е л а л?
Неопределенная форма говорить, суффикс –и-.
II спряжение.
Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.
В предложении является сказуемым.

Записывай так:

Говорил – гл., говорить, II спр., пр. вр., ед. ч., м. р., сказ.

Говоришь – гл., говорить, II спр., наст. вр., ед. ч., 2-е л., сказ.


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛАЧасть речи (значение, вопрос).Неопределенная форма.Спряжение.Время. Число и лицо для глаголов настоящего и будущего времени. Число

Слайд 47СЛОВОСОЧЕТАНИЕ







Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически.
На зеленой

ножке выросли серёжки.

выросли на ножке

на зеленой ножке

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

ясный день

поехал на дачу

поют хором

Главное слово день,
Зависимое слово ясный.


Главное слово поехал,
Зависимое слово на дачу.

Главное слово поют,
Зависимое слово хором.

Связь слов в словосочетании выражена
с помощью окончания, предлога и интонации.

Главные члены предложения не зависят друг от друга, поэтому словосочетанием не являются. Они составляют основу предложения.


где?

какой?

какой?

куда?

как?

х

х

х

х

х


СЛОВОСОЧЕТАНИЕСловосочетание – это два слова, связанных по смыслу и грамматически.На зеленой ножке выросли серёжки.выросли на ножкена зеленой

Слайд 48ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ








Ярко светит осеннее солнце.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ








главные члены
второстепенные члены
подлежащее
сказуемое
Главные члены предложения –
подлежащее

и сказуемое.
Они составляют основу предложения.

Подлежащее чаще всего выражено именем существительным.

Сказуемое чаще всего выражено глаголом.

какое?

как?

х

х


ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯЯрко светит осеннее солнце.ПРЕДЛОЖЕНИЕглавные членывторостепенные членыподлежащеесказуемоеГлавные члены предложения – подлежащее и сказуемое.Они составляют основу предложения.Подлежащее чаще

Слайд 49РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ





Предложение разбирай так:
Укажи, какое это предложение по цели высказывания

(повествовательное, вопросительное, побудительное).
Укажи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).
Выдели главные члены предложения – подлежащее и сказуемое – основу предложения.
Определи вид предложения по наличию второстепенных членов предложения (распространенное, нераспространенное).
Установи с помощью вопросов связь слов в предложении.

Серые облака затянули небо.

1. По цели высказывания – повествовательное.

2. По интонации – невосклицательное.

3. В предложении говорится об облаках. Облака – это подлежащее. Об облаках что сказано? Они затянули. Это сказуемое. Облака затянули – главные члены предложения, основа предложения.

4. Второстепенные члены предложения: небо, серые. Предложение распространенное.

5. Облака (какие?) серые. Серые – второстепенный член предложения, поясняет подлежащее. Затянули (что?) небо. Небо – второстепенный член предложения, поясняет сказуемое.

какие?

что?

х

х


РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯПредложение разбирай так:Укажи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).Укажи, какое это предложение

Слайд 50ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ




Дети вокруг ёлки кружились, пели,

плясали.

Кот, петух да баран жили в лесной избушке.

Удивительная тишина наступила и в поле, и в роще,

и в воздухе. В траве виднелись красные и желтые
шляпки грибов.

Однородные члены предложения:
отвечают на один и тот же вопрос;
относятся к одному и тому же слову.

Между однородными членами предложения ставится запятая.
Если между двумя однородными членами стоит союз и или да в значении и, запятая не ставится.
Если союз и повторяется, запятая ставится.

( , , )












( и )

( , и )

(и , и , и )

что делали?

кто?

кто?

кто?

где?

где?

где?

какие?

какие?


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ    Дети вокруг ёлки кружились, пели, плясали.Кот, петух да баран жили в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть