Слайд 1Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром
через детское
экспериментирование
Подготовила воспитатель: Янковая С.И.
МДОУ «Рысаковский детский сад «Малютка»
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети получают каждый день
новые представления о живой и неживой природе. Задача взрослых – расширить кругозор детей, развивать их познавательную активность.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать представлениями целостной картины мира. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Слайд 3ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через
включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Слайд 4На первом этапе был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом
возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач .
Так же проводилась подборка и изучение литературы;
- формулирование целей и задач;
- определение форм и методов работы;
- изучение вопросов организации и проведения экспериментальной деятельности.
Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий и картотека опытов.
Слайд 5Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану.
Во время проведения проекта «Чудесница водица» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы; в процессе работы у детей появились первые навыки экспериментирования, начали развиваться тактильные ощущения, мелкая моторика, наблюдательность, память. В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде.
«Вода»
Слайд 8«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На занятии
по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок
Слайд 10
«Воздух»
Дети познакомились с некоторыми свойствами воздуха посредством опытно-экспериментальной деятельности
Узнали о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов У детей появился интерес к познавательной деятельности, они научились высказывать свое мнение и предположения
Слайд 12Обогатились и расширились знания детей о зиме и зимних природных явлениях
зимой.
В ходе проекта дети научились экспериментировать со снегом и льдом, узнали много нового о снеге и льде.
Пополнился словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря.
У детей сформировалась активность и заинтересованность в образовательном процессе.
«Снег и лед»
Слайд 14«Огород на подоконнике»
Дети узнали о том, что лук – источник витаминов.
Познакомились
с процессом посадки лука и научились выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при этом.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
У детей обогатился словарный запас за счёт слов (донце, луковица, шелуха).
Познакомились с поговорками, пословицами, загадками, стихами о луке.
Узнали где и в каких целях можно использовать лук.
Слайд 16«Бумага»
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть
с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона. Сформировалось умение дошкольников в изготовлении изделий из бумаги.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми младшего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Слайд 18«Камни»
Знакомясь с данной темой дети познакомились с природным материалом –
камнем, его свойствами (тяжелый, твердый, бывает шероховатый или гладкий, холодный, в воде – тонет) Закрепили умение различать камни по форме, размеру, текстуре. Развили исследовательскую деятельность, обогатили словарный запас, закрепили новые слова (шершавый, бесформенный).
Слайд 21Заключение:
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала
приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Слайд 23https://pixabay.com/ru/справочная-информация-удар-kugelen-1504804/
https://pixabay.com/ru/вопросительный-знак-концепция-уайт-213671/
https://pixabay.com/ru/песочница-игрушки-пляж-играть-295256/
https://pixabay.com/ru/мальчиков-наблюдаемая-лупа-обучение-1825416/
https://pixabay.com/ru/магнит-подкова-ногти-магнитные-29094/