Слайд 2Задачи:
поиск достоверной и полной информации об истории и развитии карандаша.
типологизация карандаша.
выработка предложений по использованию её в качестве обучающего материала на уроках изобразительного искусства.
поиск художественных произведений, выполненных простым карандашом.
Цель: показать развитие и совершенствование карандаша от палочки для рисования до современного вида
Слайд 3Начиная с 14 века, художники использовали для рисования палочки, изготовленные из
смеси свинца с цинком, которые иногда называли "серебряными карандашами".
Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли.
Деревянный карандаш
Слайд 4Однако, грифельные карандаши известны с 16 века. Английские пастухи из местности
Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие, заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.
Слайд 5В 17 веке графит продавали на улицах. Художники, чтобы было удобнее
и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графиты "карандашами", между кусочками дерева или веточками, обворачивали в бумагу или обвязывали бечёвкой.
Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям.
Слайд 6В деревянный корпус карандаша с двух сторон вставляли кусочки чистого графита,
в середине же находился низкокачественный искусственный стержень.
Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый "Нюрнбергский товар" не пользовался хорошей репутацией. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобритатель Николя Жак Контэ.
Слайд 7В конце 18 века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз
драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это, графит продолжал попадать в центральную Европу контрабандным путём, что привело к увеличению его цены.
Слайд 8По заданию французского конвента, Контэ разработал рецептуру смешивания графита с глиной
и производства из этих материалов высококачественных стержней, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости (она указана на карандаше): М (или B - for blackness) - мягкий и Т (или H - for hardness) - твёрдый. Стандартным (твёрдо - мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ или HB обозначается буквой F (for fine point).
Слайд 9В России же, богатой графитом и лесом, Михаил Ломоносов силами жителей
одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке и ввёл в мировой обиход понятие «гросс» – дюжина дюжин. Гросс - дневная норма выработки карандашей одним мастером с одним подмастерьем. До сих пор во всём мире - «гросс» единица измерения количества именно карандашей.
Слайд 10С оправкой графитового стержня в деревянную оболочку вид и принцип действия
карандаша уже не изменяется более двухсот лет. Совершенствуется производство, оттачивается качество, количество выпускаемых карандашей становится астрономическим.
Изобретение карандаша в деревянной оправе, в силу удобства пользования, а также сравнительной простоты и дешевизны их изготовления, облегчило процесс закрепления и распространения информации. Письменность многие века была сопряжена с такими атрибутами, как гусиные и, позже, металлические перья, чернила или тушь. Человек пишущий был прикован к столу. Появление карандаша позволило вести записи в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш».
Слайд 1115 сентября 1912 года 19-летний Токудзи Хаякава открыл в центре Токио
небольшую мастерскую металлической галантереи. Затем умудрился изобрести вечно острый карандаш. Так началась карьера основателя Sharp Corporation, одной из ведущих электронных компаний.
Казалось бы, изобретать карандаш - это все равно что изобретать велосипед. Но Хаякава умудрился сделать из этого простого и привычного всем предмета нечто совершенно новое.
Механический карандаш
Слайд 12Он придумал оригинальный механизм, позволявший все время поддерживать карандашное острие в
рабочем состоянии, и поместил его в металлический футляр. Грифель выдвигался наружу благодаря вращению футляра. "Механический карандаш Хаякавы" - под таким названием он запатентовал изобретение - был лишен недостатков его предшественника, который делался из целлулоида и был ужасно неудобным, некрасивым и непрактичным.
Слайд 13В настоящее время выпускаются карандаши трех основных групп: чернографитные карандаши, копировальные
(химические) и цветные карандаши. Они дифференцируются по степени твердости, обозначаемой буквами Т, ТМ, М (за рубежом –Н, НВ, В) с цифровым показателем перед буквой. Всего выделяется около 17 групп. По целевому назначению различают карандаши школьные, канцелярские, чертежные и рисовальные, по «форме» – деревянными, механическими, цанговыми.
Слайд 14Карандашные фабрики
Российские
До революции в России чаще всего пользовались
отечественными карандашами. В Москве работали фабрики Карнаца и Никитина, в Риге – Глезера, в Вильно – Тараканова.
В СССР было три карандашных фабрики: Томская, Славянская, имени Красина.
Слайд 15Карандашные фабрики
Российские
Томская фабрика
Создана в 1912 году. Здесь изготавливалась кедровая дощечка
для производства всех карандашей в России.
Славянская фабрика
Создана в 1915 году. Останавливала работу только в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. После развала СССР лишилась поставок древесины из сибирского кедра. Сейчас на грани банкротства.
Слайд 16Карандашные фабрики
Российские
Фабрика им. Л.Б. Красина
Создана в 1926 году
в рамках программы ликвидации неграмотности. Сегодня крупнейшее предприятие России по выпуску канцелярских принадлежностей.
Слайд 17Карандашные фабрики
Российские
Фабрика им. Л.Б Красина
На фабрике
создан музей карандаша, в котором представлены образцы продукции за весь период существования. От карандашей «Пионер», «Комсомольский» и «Миру – мир» до карандашей «под малахит» для администрации президента России.
Слайд 18Художественные особенности карандаша
Орест Кипренский
«Портрет Алексея Томилова»
Карл Брюллов
«Портрет Полины
Виардо»
Слайд 19Художественные особенности карандаша
Валентин Серов
«Портрет Федора Шаляпина»
Илья Репин
«Портрет В.Серова»