Слайд 1
Возрастные особенности
дошкольника
Слайд 2
Не переживай.
Будущее - оно еще не родилось.
Похорони прошлое – оно
умерло.
Живи лишь настоящим!
Только в нем душа трудится вместе с Богом!
Г. Лонгфелло
Дошкольное детство - самый важных этап жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.
Слайд 3Возрастная психология
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности
на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости)
Предметом исследования возрастной психологии является динамика, закономерности и движущиеся силы развития психических процессов и свойств личности человека
Слайд 4В психологии два представления о возрасте:
Физический и психологический
Физический - характеризует
время жизни ребенка в годах
Психологический – указывает на достигнутый к этому времени уровень психического развития
До 1 года– младенчество
От года до 3 лет – раннее детство
От з до 7 лет – дошкольное детство
Слайд 5
До 1 года– младенчество
Младенчество «Мы»
ССР – вся жизнь и поведение
младенца опосредуется взрослым либо реализуется в сотрудничестве с ним
Ведущая деятельность – непосредственное общение
- общение по поводу предметов
- общение как совместная деятельность
Центральное новообразование – потребность в общении со взрослыми, а также потребность во впечатлениях
Слайд 6Раннее детство
ССР –совместная деятельность взрослого и ребенка на правах сотрудничества
Ведущая
деятельность –
предметно-манипулятивная, ребенок усваивает функции предмета
Центральное новообразование – развитие самостоятельности, ходьба, овладение речью, предметной действительностью
Слайд 7Дошкольное детство
ССР –изменяется место ребенка в системе отношений, происходит усвоение норм
поведения, общения. Осознает, что он индивидуальность
Ведущая деятельность – Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка и учиться полноценно общаться друг с другом.
Центральное новообразование – новая внутренняя позиция, соподчинение мотивов, самооценка в осознании своего места в системе общественных отношений
Слайд 9Познавательные процессы
Внимание.
Направленность сознания на определенные объекты, при одновременном отвлечении от
всего остального.
Факторы определяющие внимание:
Внешние – срабатывает сила раздражения, контраста. (шум, свет).
Внутренние – потребности, цели, эмоциональное сознание.
Виды внимания:
Произвольное - сознательно регулируется, можно развивать.
Непроизвольное – без волевых усилий (новизна, подвижность объектов, раздражитель, потребность)
Слайд 10Основные свойства внимания:
1. Устойчивость -длительное удерживание внимания на одном предмете или
деятельности.(внутренние или внешние факторы- интерес, шум).
2.Сосредаточенность – концентрация на данный предмет. Можно развивать. (интересный или неинтересный фильм, интерес).
3.Переключаемость – перемещение внимания с одного объекта на другой (отвлекаемость – не может сосредоточиться).
4.Распределение – одновременное внимание на нескольких объектах или одновременное выполнение нескольких действий (слушает и пишет).
5.Объем – это количество объектов, которые охватываются.
Свойства внимания обычно в комплексе.
Слайд 11Познавательные процессы
Ощущения
Отражение отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, а также
внутреннее состояние организма.
Виды ощущения:
Зрительные
Слуховые
Обонятельные
4.Осязательные
5.Вкусовые.
Дополнительные:
-органические (ощущение внутренних органов, пора подвигаться)
-равновесия (вестибулярный аппарат)
двигательные (движения в пространстве, положение тела)
- болевые ощущения (болевые рецепторы - защита организма)
Слайд 12Познавательные процессы
Память.
Это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем
воспроизведении следов опыта.
Виды памяти:
Произвольная - специальные приемы, связанные с волевыми усилиями
Непроизвольная – без волевых усилий.
По продолжительности сохранения -кратковременная и долговременная.
Фотографическая память
По психической активности:
двигательная
эмоциональная (чувства, эмоции)
образная
словесно-логическая (мысли, рассуждения.)
Слайд 13Познавательные процессы
Мышление.
Этот процесс неразрывно связан с речью, поиском и открытием существенно
нового.
Мыслительные операции:
Анализ – выделение в объекте тех или иных связей.
Синтез - объединение выделенных компонентов.
Обобщение – это выделение существенных признаков для какой-то группы предметов.
Виды мышления:
Наглядно – действенное, неразрывно от действий
2. Наглядно – образное воспроизведение окружающейсреды, опора на образы, развитие логического мышления.
3. Теоретическое - абстрактное ,репродуктивное, творческое.
Слайд 14Познавательные процессы
Воображение.
Это психический процесс преобразования представлений, отражающий реальную действительность и создание
на этой основе новых представлений.
Приемы воображения:
Агглютинация - соединение частей различных объектов (русалочка).
Увеличение или уменьшение самого объекта или изменение количества частей циклоп, дюймовочка).
Типизация - подчеркивание наиболее существенных признаков (нечисть).
Акцентирование – подчеркивание какой-либо детали (нос).
Аналогии – характеристики одного предмета переноситься на другой (ковер-самолет).
Схематизация - возникает в результате недостаточно полного восприятия объекта.
Виды воображения:
Произвольное, непроизвольное, фантазия, мечта, грезы.
Слайд 15 Многие дошкольники придумывают себе товарищей, чье воображаемое присутствие скрашивает их
повседневную жизнь. Эти воображаемые спутники детской жизни – невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговоре и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами. Они помогают детям справиться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности их мыслей и действий.
До 65% дошкольников выдумывают себе друзей.
Слайд 16Познавательные процессы
Восприятие.
Это процесс целостного отражения в сознании предметов. Явлений непосредственно воздействующих
на органы чувств.
Виды восприятия:
В зависимости от анализатора, который играет ведущую роль.
Восприятие времени (день-ночь, времена года).
Восприятие пространства (с опытом).
Восприятие движения.
Слайд 17
Эмоции и чувства - это психические процессы, протекающие в форме переживаний
и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Наиболее существенная характеристика эмоций - субъективность.
Слайд 18На протяжении дошкольного возраста эмоции проходят путь прогрессивного развития,
приобретая более
сложные формы и содержание.
Ребенок рождается с безусловными аффективными реакциями ,
которые являются предпосылками эмоционально развития.
К концу дошкольного возраста
ребенок может контролировать свои эмоциональные проявления,
сдерживать эмоции.
Слайд 19Роль эмоций в развитии человека
Эмоции выполняют 3 главные функции в
развитии личности человека:
адаптивную
побудительную
оценочную
ПОЭТОМУ
Важно осознание человеком своих эмоций.
Важно адекватное выражение эмоций.
Это говорит о духовном состоянии человека, о целостности его личности.
Слайд 20
Слабый
Преобладание процесса торможения
Сильный неуравновешен-ный
Преобладание процесса возбуждения
Тип нервной системы
Сильный уравновешенный
Равнодействие
процессов возбуждения и торможения
Слайд 21
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Быстро ориентируется в окружающей ситуации. Эмоционально стабилен. Компромиссен. Увлекаем и непостоянен.
Жизнерадостный
Д/А достаточная.
Спокоен, медлителен. Пунктуален. Эмоционально стабилен, но эмоцию переживает долго. Оптимистичен, общителен. Д\А незначительно снижена.
Замкнут, малообщителен. Стеснителен и неуверен в своих силах, медлителен. Старателен. Доброжелателен и отзывчив. Быстро устает. Д/А низкая.
Подвижен и возбудим. Любознателен, активен. Эмоционально нестабилен. Агрессивен и конфликтен. Быстро переключается в деятельности.
Тип темперамента
Слайд 22
С флегматиком
Не торопить, давать время на обдумывание.
Избегать частой смены деятельности.
Совершенствовать детали
техники.
Обращать внимание на развитие творчества.
С холериком
Максимальная загрузка.
Тактильные поощрения.
Формировать произвольную регуляцию и межполушарное взаимодействие.
Развивать силовые способности.
Оценка –отсрочена.
Правила педагогического взаимодействия
С сангвиником
Избегать частой смены деятельности.
Совершенствовать волевые качества.
Контроль за качеством, не допускать поверхностности выполнения.
Давать установку на преодоление трудностей.
С меланхоликом
Спокойный тон в общении.
Не ограничивать время выполнения.
Формировать уверенность в себе и повышать самооценку.
Не настаивать на лидерстве.
Избегать неожиданных стимулов. Образность инструкции.
Слайд 23
ГЕНИЙ
Равнополушарный тип
ЛЕВША Правополушарный тип
Тип функциональной асимметрии полушарий
головного мозга
ПРАВША Левополушарный тип
Логический склад мышления. Эволюционный характер освоения деятельности. Эмоциональная уравновешенность. Пунктуальность, высокая потребность в упорядочивании. Способность к монотомии.
Творческий склад мышления. Ассоциативное освоение деятельности. Повышенная эмоциональность. Потребность в творческом поиске. Поверхностность. Высокий темп жизнедеятельности.
Синтез творчества и логики. Более полное и качественное выполнение деятельности. Организаторские и управленческие способности. Возможность параллельно выполнять несколько дел.
Правила педагогического взаимодействия:
Условия самоопределения. Организация рабочего места. Выбор методов взаимодействия.
Слайд 24
Голубь
Высокая адаптация к режиму.
Сова
Максимальная работоспособность во второй половине суток
Жаворонок
Максимальная работоспособность
в первой половине суток
Биоритмологический
профиль
Правила педагогического взаимодействия:
Ритуальность режима. Условия сна и пробуждения. Варьирование нагрузок.
Слайд 25
Деятель
Кинестетический тип
Зритель
Визуальный тип
Слушатель Аудиальный тип
Использует слова «слушать», «звуки» и
т.д. Рано начинает говорить. Хорошо имитирует тон, высоту голоса. Разговорчивый. Развита слуховая память. Легко отвлекается на шум. Реагирует на словесное поощрение.
Ведущие слова «смотреть», «видеть» и т.д. Наблюдателен. Запоминает образы, цвета, расположение предметов. Развита зрительная память. Реагирует на мимику.
Ведущие слова «трогать», «делать» и т.д. Хорошо развита крупная моторика. Много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Развита телесная и тактильная память. Реагирует на тактильное поощрение.
Предпочитаемый канал восприятия
Слайд 26
С визуалом
Используйте вариативную наглядную среду. Обеспечьте ребенка изобразительным инструментарием и мелкими
конструкторами. Активизируйте речевые задания. Обратите внимание на место посадки на занятие.
Правила педагогического взаимодействия
С аудиалом
Используйте смену темпа, динамики и тона речи.
Много читайте вместе. Используйте аудиосопровождение. Обращайте внимание на развитие мелкой моторики. Разнообразьте речевые задания. Активизируйте предметно-действенные задания.
С кинестетиком
Обеспечьте возможность двигаться. Используйте для обучения вариативные сенсорные эталоны. Разнообразьте строительный и физкультурный материал. Дайте возможность быть лидером на физкультурных занятиях.
Слайд 27
Женский пол
Мужской пол
Главное в жизнедеятельности – количество и скорость. Революционный характер
развития и творческий (изобретательский) склад ума. Освоение максимального пространства. Развитость крупной моторики и двигательных способностей.
.
?
Жизненная характеристика - качество. Эволюционный характер развития и ассоциативный склад ума. Высокая работоспособность и эмоциональность. Развитость мелкой моторики.
Половая принадлежность
Средний пол
Слайд 29
Поведение, общение
Мальчики более раскованны, подвижны и непоседливы, они больше
отвлекаются на занятиях, их мысли чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Мальчики, играющие агрессивно, могут поначалу подражать героям телепередач, которые они видели, а затем начинают подражать друг другу.
Девочки аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее.
Слайд 30
Кризисы развития – это относительно короткие периоды в жизни, в
течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Это переходы между стабильными периодами.
Слайд 32
В течение дошкольных лет продолжается развитие грубой и тонкой моторики. Оптимальные
условия моторного научения таковы: готовность, активность, внимание и обратная связь.
Годы раннего детства отмечены кардинальным изменением физических возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и речевых навыков. В этот период округлый, передвигающийся на широко расставленных ногах малыш превращается в более высокого и стройного ребенка. Меняются пропорции тела детей.
Физическое и моторное развитие
Слайд 33
Физическое и моторное развитие
5 -6 лет
Устойчивое увеличение роста и
веса
Устойчивый рост физической силы у мальчиков и девочек
Растущее сознавание положения и движений крупных частей тела
Более полное использование возможностей всех частей тела
Совершенствование грубой моторики
Неспособность связывать отдельные моторные навыки в единое сложное действие
Слайд 34
Динамика мотивов
Мотивация компетентности –
потребность в достижении успеха, с тем чтобы
почувствовать себя способным и умелым.
Это внутренняя мотивация.
Внешняя мотивация тоже играет большую роль. Дети совершают что-то, чтобы получить похвалу или награду, стремятся победить в соревновании.
Слайд 35
Игра и научение
Виды игр
Сенсорные игры. Дети могут без
конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и т.д. все ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями.
Моторные игры. Бег, прыжки, вращения, удовольствие от них получают в силу самой игры, т.к. идет постоянная смена ощущений движений.
Игра-возня. Это драка понарошку, а не сама драка. Это приносит пользу, потому что дает возможность поупражняться и выплеснуть лишнюю энергию. Также учит ребенка сдерживать эмоции, контролировать желания.
Слайд 36
Языковые игры. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с
ритмическим строем и мелодикой речи; объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Чтобы посмеяться, чтобы проверить себя насколько они понимают мир.
Игра с правилами или игры-состязания. В игре появляется цель, дети обговариваю очередность действий, решают, что можно, а что нельзя делать.
Игра и научение
Ролевые игры или имитации. Разыгрывание различных ролей или ситуаций. Такая сюжетно-ролевая игра включает имитацию поведения и также является элементом фантазии, развивает новые способы взаимодействия.
Слайд 37
Отношение к дружбе
Некоторые 4-5 летние дети способны поддерживать тесные, основанные на
взаимной заботе и внимании отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями.
Слайд 39 Нормальный ребенок в возрасте 6-7 лет жадно готов всему
учиться, его жизненная смелость позволяет легко и быстро овладевать целыми областями знания. Ребенок кажется человеком без устойчивых интересов – ему интересно все, он готов к любому обучению, только для этого нужно мудрое руководство.
Слайд 40
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., Академический проект. 2000.
Крайг Г. Психология
развития. СПб., Питер. 2000
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. Академия развития. 1996.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Просвещение, 1981.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Тривола, 1995.