Презентация, доклад Особенности работы со слепыми детьми с аутистическими проявлениями в поведении

Содержание

Что такое аутизм, аутичный ребенок? Комплексный организм со многими неизвестными факторами развития. Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций. Аутичные дети довольно часто имеют парциальную одаренность

Слайд 1Особенности работы
со слепыми детьми
с аутистическими проявлениями
в поведении



Педагог-психолог, учитель-дефектолог

МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка»
Боровкова Н.С.



Новосибирск
Особенности работы со слепыми детьми с аутистическими проявлениями в поведенииПедагог-психолог, учитель-дефектолог МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка»Боровкова Н.С.Новосибирск

Слайд 2Что такое аутизм, аутичный ребенок?

Комплексный организм со многими неизвестными факторами

развития.
Его отличительной особенностью является неравномерность развития различных психических функций.
Аутичные дети довольно часто имеют парциальную одаренность
Что такое аутизм, аутичный ребенок? Комплексный организм со многими неизвестными факторами развития. Его отличительной особенностью является неравномерность

Слайд 3Снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию.

Сложности

в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей.

3. Трудности контакта, установления эмоциональных связей проявляются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм нарушает развитие отношений со сверстниками.

4. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни.

5. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними.

6. Поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, и тп.

Особенности проявлений аутизма у детей

Снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний

Слайд 47. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего —

ее коммуникативной функции.
В одной трети, а по некоторым данным, даже в половине случаев это проявляется как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз).

Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз).

Характерно длительное отставание в способности правильно использовать личные местоимения: ребенок может называть себя «ты», «он», по имени, обозначать свои нужды безличными приказами («накрыть», «дать пить» и т.п.

Речь штампованна, «попугайна», «фонографична».

Ребенок не задает вопросов сам и может не отвечать на обращения к нему, т.е. избегает речевого взаимодействия как такового.

Ребенок практически не использует мимику и жесты.

7. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего — ее коммуникативной функции. В одной трети,

Слайд 58. Раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года),

что подчеркивал уже доктор Каннер.
При этом, по мнению специалистов, речь идет не о регрессе, а скорее об особом раннем нарушении психического развития ребенка.

Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.Каннером в 1943г. Изучением его, поиском путей гармонизации развития аутичного ребенка занимались многие специалисты разного профиля. Сегодня есть разные точки зрения на происхождение и структуру этого нарушения. Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Активные научные поиски продолжаются.

8. Раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 года), что подчеркивал уже доктор Каннер. При

Слайд 6Аутизм в сочетании со слепотой — сложное нарушение развития, требующее особенного

подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки.
Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов тифлопедагогики и тифлопсихологии (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо.
Однако возможно и успешное вхождение ребенка в детский коллектив. В каждом конкретном случае это будет зависеть от доброго и терпеливого отношения к аутичному ребенку воспитателя или учителя, в силах которого создать общую атмосферу доброжелательности и заботы об особом ребенке в группе детей. Поэтому решение об устройстве ребенка в массовое детское учреждение или отказе от этого пути необходимо принимать, учитывая степень аутизации ребенка, тщательно взвешивая все обстоятельства за и против.
Аутизм в сочетании со слепотой — сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной

Слайд 7ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ


В идеале на помощь

семье аутичного слепого ребенка должна прийти целая команда профессионалов:
врач-психоневролог;
специальный психолог;
коррекционный педагог (тифлопедагог);
учитель-логопед.

Работа с таким ребенком должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ     В идеале на помощь семье аутичного слепого ребенка должна прийти целая

Слайд 8Основная работа по воспитанию и обучению аутичного слепого ребенка ложится на

близких.
Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна. Помощь такому ребенку — это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.
Основная работа по воспитанию и обучению аутичного слепого ребенка ложится на близких. Невозможно помочь такому ребенку, если

Слайд 9ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП — СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА
Педагог должен оценить свои возможности: занятия

с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии.
Кроме того, занятия с аутичным ребенком требуют большого терпения, интуиции и любви.
Педагогу приходится на время занятия как бы «растворяться» в ребенке, стараясь понять, что он чувствует, проникать в логику его действий.
Поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд.
Если педагогу удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, он станет ему настоящим другом и сможет помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выводя его в окружающий мир, научит быть более самостоятельным.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП — СОБЛЮДЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКАПедагог должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только

Слайд 10Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении

различных методов обучения и воспитания.
Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходится в зависимости от ситуации и желаний ребенка.
На этапе налаживания контакта с ребенком важно не настаивать на проведении конкретных игр. Часто он сам предлагает форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна.
Иногда стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в педагоге союзника, товарища по играм, станет доверять взрослому.
Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно

Слайд 11
Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии,

сопровождается эмоциональным комментарием — педагог должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.
Будьте готовыми к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно.
Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Это потребует от педагога индивидуального подхода к ребенку и мобильности — не бойтесь пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, постарайтесь развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же «дайте задний ход».

Поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием — педагог должен

Слайд 121. Заниматься лучше несколько раз в день по 15—20 минут. Постепенно

время можно увеличивать до 25—30 минут, затем до 45 ти минут – 1 раз в день.
2. Заранее решить, какие задания необходимо отрабатывать на занятии, подготовить соответствующие материалы.
3. Организовать место для занятий. Расположить материалы для задания так, чтобы они находились рядом со взрослым.
4. Продумать, какие поощрения можно использовать во время занятий. Держать их неподалеку, но не в поле зрения ребенка.
5. Активно использовать социальные поощрения: эмоционально окрашенную похвалу, тактильный контакт и т.п.
1. Заниматься лучше несколько раз в день по 15—20 минут. Постепенно время можно увеличивать до 25—30 минут,

Слайд 13И в повседневной жизни, и при обучении совершенно необходимо продумать, в

каких ситуациях, почему и как мы будем идти против желаний ребенка.
На начальных этапах коррекционной работы — в частности по методам поведенческой терапии — некоторое давление на ребенка неизбежно. Родители и специалисты должны вместе решить, сможет ли ребенок пережить это без вреда для себя, смогут ли они проявлять любовь и спокойствие в тот момент, когда ребенку будет трудно, есть ли у них что-то, что они предложат ребенку для того, чтобы его усилия были вознаграждены.
При этом нужно быть готовыми к тому, что реакция ребенка будет остро-негативной. Однако для безопасности ребенка нужно формировать у него систему необходимых запретов и правил. Чтобы сгладить остроту реакции на запрет, необходимо переключить его интерес.
И в повседневной жизни, и при обучении совершенно необходимо продумать, в каких ситуациях, почему и как мы

Слайд 14особенности стереотипной игры
У аутичного слепого ребенка есть любимые игры —

одна или несколько. В таких играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия.
Главные особенности таких стереотипных игр следующие:
— цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

— в этой игре подразумевается единственный участник — сам ребенок;
— повторяемость — ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;
— неизменность — раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;
— длительность — ребенок может играть в такую игру годами.
стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, ибо другого пути просто нет.

особенности стереотипной игры У аутичного слепого ребенка есть любимые игры — одна или несколько. В таких играх

Слайд 15Выделим следующие положительные стороны стереотипной игры:

— для ребенка это комфортная ситуация,

внутри которой он спокоен;

— если поведение ребенка вышло из-под контроля, возникла аффективная вспышка, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние.

Два тезиса — наличие комфорта и переживание удовольствия — ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

Выделим следующие положительные стороны стереотипной игры:— для ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен;— если поведение

Слайд 16— Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же вносить в

нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа «Давай по-другому!» или слишком активных действиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека.

— В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре — позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо.

— Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно — предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.
— Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к.

Слайд 17Параллельно с этой работой начинаем предлагать ребенку сенсорные игры.
,Проведение сенсорных игр

решает следующие задачи:
— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях
Параллельно с этой работой начинаем предлагать ребенку сенсорные игры.,Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

Слайд 18Мир аутичного слепого ребенка
также наполнен разными страхами.
Однако они обладают

рядом специфических особенностей, отличающих страхи аутичного ребенка от страхов обычных детей.
— Страхи аутичного ребенка разнообразны и индивидуальны:

источником страха такого ребенка может стать все что угодно, в том числе внешне самые обыч­ные и нейтральные раздражители. Поэтому часто бывает трудно, а порой невозможно понять, чего же боится аутичный ребенок.
— У каждого аутичного ребенка представлен целый набор страхов.
— Страхи аутичного ребенка актуальны на протяжении многих лет. И, к сожалению, в этом случае не срабатывают защитные механизмы психики, действующие в ситуации нормального развития — сила таких страхов может не угасать со временем.
— Страхи аутичного ребенка не всегда проявляются внешне, в его поведении. Эти страхи прячутся в глубинах подсознания. Мучая ребенка, они часто скрыты от посторонних глаз; даже самые близкие люди находятся порой в полном неведении относительно истинного со­стояния ребенка.
— Наличие страхов, их постоянное переживание держит ребенка с состоянии напряжения и, безусловно, мешает развитию

Мир аутичного слепого ребенка также наполнен разными страхами. Однако они обладают рядом специфических особенностей, отличающих страхи аутичного

Слайд 19Психодрама — воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией

и благополучным резрешением в конце.

Сказочная задача формируется таким образом, чтобы ребенок мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, что она не имеет единственного правильного решения. Цель сказочной зада­чи — простимулировать процесс «регенерации идей» для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление с множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.
Для слепого аутичного ребенка очень важна эмоциональная поддержка. Эффективным приемом в предлагаемых сказкотерапевтических играх является передача ребенку оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Это помогает усилить «Я» ребенка, обрести чувство защищенности.

Психодрама — воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным резрешением в конце.Сказочная задача

Слайд 20— стереотипная игра ребенка — основа взаимодействия с ним; также она

дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля;
— сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком;
— терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;
— психодрама — способ борьбы со страхами и избавления от них;
— совместное рисование (если ребенок идет на это) дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

ИТАК, каждый вид игры имеет свою основную задачу:

— стереотипная игра ребенка — основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка

Слайд 21Как показала практика, полная интеграция аутичного ребенка, к сожалению, не всегда

возможна. Чаще всего она бывает постепенной или частичной.

Диагностика должна быть направлена не только на выявление патологии, но и сильных сторон, положительных свойств, потенциальных возможностей ребенка.
Первые контакты аутичного ребенка часто строятся с учетом его парциальной одаренности. На этой основе планируется дальнейшая воспитательная работа, учеба, а также интеграция его в школу.

Необходимым условием успешной адаптации таких детей является организация кабинетов психологической разгрузки (нужных не только детям, но и родителям, и педагогам), зон отдыха, тихих уголков. В этих зонах должны быть любые тактильные, слуховые стимуляторы (мягкие и музыкальные игрушки, фонтанчики, мелкие животные и т.п.).

Как показала практика, полная интеграция аутичного ребенка, к сожалению, не всегда возможна. Чаще всего она бывает постепенной

Слайд 22СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть