Слайд 1Организация периода обучения грамоте.
Особенности обучения в букварном периоде.
Слайд 2Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Одна из основных задач учителя начальной
школы состоит в том, чтобы научить ученика учиться.
Слайд 3Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
К. Д. Ушинский писал
«Сначала должны
выучить ребенка учиться,
а потом уже поручать это дело ему самому».
Слайд 4Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Обучение грамоте — важная составная часть
курса русского языка на начальной ступени образования.
В первом классе ребенок овладевает действиями первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности позволяют ему учиться в течение всей последующей жизни.
Слайд 5Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
За основу аналитической и синтетической работы
берется звук,
а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком.
Слайд 6Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В основе методики обучения грамоте
(чтению
и письму)
лежит звуковой
аналитико-синтетический принцип.
Слайд 7Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Этот принцип реализуется через метод звукового
анализа произносимых слов и систему приемов:
1) последовательное акцентированное произношение всех звуков в слове;
2) сопоставление звуков, имеющих смыслоразличительную функцию в сравниваемых парах слов;
3) практическая дифференцировка звуков по звонкости-глухости
(прикладывание пальцев к гортани);
4) деление слов на слоги;
5) определение ударного (сильного) слога с помощью переноса ударения или использования вопросительной интонации;
6) слоговое, то есть нараспев чтение;
7) орфоэпическое чтение;
8) перекодирование и фиксирование звукового состава слова с помощью специальных фишек и буквенных знаков.
Слайд 8Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В основе обучения грамоте и
формирования важнейших навыков чтения и письма — усвоение первоклассниками графического действия, состоящего из речеязыковых операций
Слайд 9Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Умение слышать
и различать звуки
разного
качества
является ведущим основанием
для формирования орфографической зоркости в процессе овладения письменной речью
Слайд 10Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Овладение графическим действием в период усвоения
грамоты — важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно дальнейшее полноценное их обучение.
Слайд 11Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В процессе усвоения грамоты
у детей
формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка
(звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается
фонематический слух,
культура звукопроизношения.
Слайд 12Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Гласными
называются звуки,
при образовании которых
воздух свободно проходит через полость рта,
не встречая какой-либо преграды.
Гласные звуки:
[а], [о], [у], [э], [и], [ы]
Слайд 13Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Согласными
называются звуки,
при образовании которых
воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.
Согласные звуки: [б], [в],[ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др.
Слайд 14Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Слайд 15Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Период обучения письму, так же как
и чтению, состоит из трех этапов:
1) подготовительного
2) основного (звукобуквенного)
3) заключительного
Слайд 16Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Для того чтобы письмо было грамотным,
звуковой образ слова строится не по произносительным,
а по орфографическим нормам.
Звуковой образ слова достигается его особым чтением — «орфографическим».
Слайд 17Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Слайд 18Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Виды речевой деятельности:
1) говорение
(устного связного
высказывания своих или чужих мыслей, то есть пересказывания)
2) аудирование
(слушания и понимания содержания мыслей, высказанных другими людьми)
3) чтение
(перекодирования слов и ряда мыслей, зафиксированных графически, в звуковую громко звучащую или внутренне проговариваемую форму)
4) письмо
(обратного перекодирования звуковой формы высказанных мыслей в графическую, то есть буквенную.
Слайд 19Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Предложение — это высказывание, являющееся сообщением
о чем-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие.
Слайд 20Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Слово является структурной единицей предложения.
При
этом одни слова являются значащими
(т. е. обозначают предмет, признак, действие),
а другие (предлоги, союзы) выполняют вспомогательную функцию слов-помощников
Слайд 21Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Усвоение действия первоначального чтения основывается
на
формировании
у первоклассников наглядно-образных представлений
об основных единицах языка
Слайд 22Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Слово – ассоциируется
«с домом, в
котором живут звуки»
Предложение — «с домом, в котором живут и дружат слова»
Текст — «с домом, в котором живут и дружат предложения»
Слайд 23Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Слайд 24Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В области общих учебных действий обучающиеся
должны научиться:
- ориентироваться в учебной книге;
- читать язык условных обозначений;
- работать с моделями русского языка;
- находить выделенные строчки и слова на странице учебника;
- находить нужную дидактическую иллюстрацию;
- первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита; - представлять, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в начале, конце, середине;
- работать с источниками информации.
Слайд 25Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В рамках коммуникации как сотрудничества научиться:
-
работать с соседом по парте;
- договариваться о распределении работы между собой и соседом;
- выполнять свою часть работы; - проверять работу или часть работы выполненную соседом;
- выполнять работу по цепочке.
Слайд 26Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть
разницу между двумя заявленными точками зрения,
двумя позициями и понимать необходимость присоединиться только к одной из них
Слайд 27Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
В области контроля и самоконтроля учебных
действий:
- понимать, что необходимо выполнение работы над ошибками
Слайд 28Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Самоконтроль —
один из важнейших
психологических
механизмов
человеческой деятельности
Слайд 29Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Слайд 30Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Младшие школьники не просто учатся, они
учатся учиться!
Слайд 31Тарасова Елена Владимировна МАОУ"Начальная общеобразовательная школа"
Спасибо за внимание!
Учитель начальных классов Тарасова
Елена Владимировна