Слайд 1Основные положения дошкольной педагогики
Слайд 2Понятие педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов
«пайдос» — дитя и
«аго»- вести. B дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в
школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый
Дошкольная педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я. А.Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.
Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию - занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения
Слайд 3Категории педагогики
Воспитание – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию
личности. В широком смысле – это процесс передачи подрастающему поколению социального опыта.
Развитие – последовательные и закономерные изменения форм и функций организма, качественные преобразования психических функций человека. Изменения связаны с возрастными особенностями (изменения, присущие каждому возрасту); индивидуальными особенностями, личностными особенностями (возникновение у ребенка личностных качеств и их особенности).
Формирование – это изменения в развитии отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних, природных и социальных, объективных и субъективных.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучений в интересах человека, общества, государства.
Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних. В ходе педагогического процесса происходят изменения во всех его участниках.
Слайд 4Закономерности обучения дошкольников
Закономерности образования - это связи между компонентами системы, которые
обеспечивают определенный результат образования
Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития дошкольника.
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах.
Такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.
Слайд 5Логика развития процесса через закономерности
Образование индивида становится возможным, если сам ребенок
активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность.
На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип образования - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями.
Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным.
Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности
Слайд 6Потребность ребенка в л ю б в и - закономерность.
Малыш
благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможности как развивающаяся личность.
Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, с учетом ее, являются терпимость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.
Технология включает обращенность педагога к ребенку, ситуации, которые дают малышу возможность почувствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.
Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое значение придается педагогической оценке и личностному общению.
Слайд 7Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха- закономерность.
Маленькому человеку на пути
вхождения в мир людей важно постоянно ощущать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.
Конкретизирующий эту закономерность принцип - уважение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».
Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т.п. Подобными оценками и характеристиками мы приучаем ребенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, предвосхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отказываясь от попытки действовать. В результате у него вырабатывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и принципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее починить.
Слайд 8Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача
взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме