Слайд 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Слайд 2«ДЛЯ РЕБЕНКА НЕТ НИЧЕГО ЕСТЕСТВЕННЕЕ,КАК РАЗВИВАТЬСЯ,ФОРМИРОВАТЬСЯ,СТАНОВИТЬСЯ ТЕМ,ЧТО ОН ЕСТЬ,В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С.Л.РУБИНШТЕЙН
Слайд 3КИТАЙСКАЯ ПОСЛОВИЦА ГЛАСИТ:
«РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И
Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Слайд 4
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
Способствует формированию интегративных качеств:
Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый
Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности
Способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Слайд 5
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной
активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование
Формировать умение детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности;
Развивать коммуникативные навыки и любознательность
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
По месту проведения
опытов
По причине
их проведения:
По характеру включения в педагогический процесс
По продолжительности
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом
По количеству детей:
Слайд 7КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
По месту в цикле
По характеру познавательной деятельности детей:
По способу применения
По характеру мыслительных операций
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ДОУ
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Важно
учитывать также индивидуальные различия детей .
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку.
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Слайд 9 СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория,
центр науки) должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Слайд 10ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин
с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;
простейшие приборы;
коллекции;
мини-музей (тематика различна, например, «Часы»);
материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;
природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
Слайд 11технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и
т.д.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.
сито, воронки
половинки мыльниц, формы для льда
увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа
Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»
Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
Слайд 12Пособия и приборы для определения:
веса: разнообразные весы, набор гирь
протяженности: метр, линейки,
условные мерки
объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.
времени: песочные часы, секундомер
количества: разнообразные счеты
направления: компас.
Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Слайд 13СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
1.Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2.Уточнение правил безопасности
жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
3.Уточнение плана исследования
4.Выбор оборудования
Непосредственное проведение эксперимента.
5.Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ
Опыт «Волшебница-вода»
Опыт
«Секреты магнита»
Опыт «Тонет- не тонет»
Слайд 25ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ
КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «РЕЧЬ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Слайд 26В КНИГАХ Н. М. ЗУБКОВОЙ СОБРАНО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗНООБРАЗНЫХ И ИНТЕРЕСНЫХ
ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
Слайд 28А.И. ШАПИРО
«Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха»
«Секреты знакомых предметов. Бумага»
«Секреты знакомых предметов.
Зеркало»
«Секреты знакомых предметов. Гвоздик»
«Секреты знакомых предметов. Лужа»
«Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат»»
«Секреты знакомых предметов. Свеча»
Слайд 29О.В.ДЫБИНА
.
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2004
О.В.Дыбина «Из
чего сделаны предметы»
О.В.Дыбина «Я узнаю мир» рабочая тетрадь для дошкольника.6-7 лет, Сфера, 2012
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина «Неизведанное рядом», изд. Сфера, 2013
О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков,
Н.П. Рахманова,
В.В.Щетинина
«Ребенок в мире поиска», Сфера, 2009
Слайд 30
Куликовская И.Э.,
Совгир Н.Н.,
«Детское экспериментирование»
изд. Педагогическое
о-во России, 2003 г.
Елена
Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование
Исакова Н.В.:
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Детство-Пресс, 2013
Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
Организация экспериментальной деятельности дошкольников
Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.)
М: Аркти, 2008
З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,
Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Слайд 31
Х. ИДОМ, М. БАТТЕРФИЛД, Р. ХЕДДЛ И М. АНУИН
.