Слайд 1Опытно – экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста
Слайд 2"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.
Слайд 3Цель
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность
при ознакомлении с окружающим миром
Слайд 4Задачи :
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
Знакомить
с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Слайд 10Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
-
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.…
Зовут их: «Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где…»
Р.Киплинг
Одним из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод опытов и экспериментов.
Слайд 11Другие методы при проведении опытов и экспериментов:
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ – относится
к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения.
ИГРОВОЙ МЕТОД, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
элементарно-поисковая деятельность.
ИЗ СЛОВЕСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ :
Рассказы воспитателя (основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Рассказы детей (этот метод направлен на совершенствование знаний и речевых умений детей).
Беседы (беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации).
Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.
Слайд 12Алгоритм экспериментальной деятельности.
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в
ходе осуществления экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных результатов экспериментирования.
6. Учет дифференцированного и индивидуального подхода.
7. Наличие проблемы и ее решение.
8. Создание условий для решения проблемы.
9. Создание ситуации успешности.
10. Соответствие методического обеспечения поставленным задачам.
Слайд 13 Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание
условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака».