Слайд 1МБДОУ детский сад №115 «Ладушки»
Опыт работы на тему:
«Речевое развитие
детей младшего возраста»
Воспитатель: Василюк Ю. Л.
Брянск 2016 г.
Слайд 2Актуальность
В наше время, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной
речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых(все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы с папой и, как следствие всего этого, у ребенка возникает много проблем с речью:
-бедность речи, недостаточный словарный запас;
-замусоривание речи сленговыми словами;
-бедная диалогическая речь;
-неспособность построить монолог;
-отсутствие навыков культуры речи;
-плохая дикция.
Исходя их этого, мы сделали вывод, что уже с 1 младшей группы необходимо начинать развивать речь.
Слайд 3Проблемы педагогической деятельности
Основным средством в работе с детьми выступают НОД,
но за короткое время отведенное для их проведения дети не получают достаточный объем знаний. В дидактических играх, имеющихся в группе, не всегда встречаются задания, рассчитанные на разный уровень развития детей. Во время игровой деятельности воспитатель не может охватить вниманием всех детей, поэтому общение происходит с малым количеством воспитанников. Все это свидетельствует о том, что вопросы речевого развития дошкольников решаются не в полной мере.
Слайд 4Цели и Задачи
Цель данного опыта – развитие интереса детей к
сотрудничеству, навыков речевого и детского общения со взрослыми и сверстниками, обогащение опыта игрового общения.
Задачи:
- развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
- развитие словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи, обучение детей внятной, неторопливой речи;
- способствование зарождению интереса и любви к художественному слову.
Слайд 5Этапы
1. Подготовительный
Для успешной работы была создана соответствующая развивающая среда.
Детям
были представлены дидактические игры на развитие внимания, логики, мышления, такие как «Чудесный мешочек», «Животные и птицы», «Семья» и другие. Наборы сюжетных картинок, картинки с изображением домашних животных, альбомы «Времена года», «Посуда», «Игрушки», «Транспорт», «Мебель», яркие игрушки, лото.
В театральной зоне расположены различные виды театра: настольный «Репка», би-ба-бо «Курочка Ряба», варежковый «Теремок».
Рядом с учебной зоной расположен уголок книги, который представлен книгами с яркими иллюстрациями и самодельными книжками-малышками, изготовленными детьми и их родителями.
Слайд 72. Формирующий
Работа с детьми осуществляется как на НОД, так и в
свободное время. На НОД мы рассматриваем картинки, читаем сказки, потешки, стихотворения; создаем ситуации для самостоятельной речевой активности. Во время прогулок мы наблюдаем за изменениями в природе, за птицами, животными, транспортом, одеждой людей. В свободное время вместе читаем любимые книжки, занимаемся пальчиковой гимнастикой. Во время игровой деятельности стараемся вовлекать в общение всех детей. Привлекаем детей к рассказыванию сказок с помощью различных видов театра.
Слайд 8Работа с педагогами. Мы участвуем в методической работе детского сада, подготавливаем
консультации для педагогов по развитию речи, участвуем в педсоветах по проблеме развития речи, показываем открытые НОД для педагогов.
Слайд 9Работа с родителями. Так же, работа проводится и с родителями. Семья
– главный источник воспитания. Чтобы расширить кругозор, предлагаем родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что дает детям новые впечатления и знания.
Демонстрировали наглядный материал, проводили родительские собрания, открытые просмотры, индивидуальные рекомендации (сообщали об успехах ребенка в речевой деятельности).
Слайд 103. Итоговый
- Проведение диагностики детей в рамках образовательной области «Речевое развитие»,
-
Обработка данных, где мы пришли к выводу, что уровень развития детской речи с каждым годом становится ниже из-за ряда причин,
- Подведение итогов,
- Проведение родительского собрания.
Слайд 11Формы работы
НОД
Показ кукольного театра
Пальчиковая гимнастика
Чтение художественной литературы
игры
беседы
прогулка
самообслуживание
Слайд 13Чтение художественной литературы
Слайд 18Результативность
В результате нашей целенаправленной работы дети:
- Освоили первые формы монологической речи,
-
Научились рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 2-3 предложений,
- Слушают и понимают содержание литературных произведений,
- Научились использовать в речи слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности (-чик, -щик, -енок,
-онок).
Слайд 19Перспектива на будущее
В перспективе мы ставим перед собой следующие задачи:
- Обучать
детей новым речевым формам,
- Способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности.
Так же намечена работа с родителями. В перспективе планируем создать «игротеку», куда входит подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях.