Презентация, доклад опыта работы Активизация словаря детей 4 - 5 лет

АктуальностьБогатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.Словарь дошкольника на пятом году жизни по-прежнему

Слайд 1Активизация словаря детей 4 – 5 лет

Активизация словаря детей 4 – 5 лет

Слайд 2Актуальность
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития

личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

Словарь дошкольника на пятом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, игрушек, транспортных средств и др.). Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Для реализации словарной задачи я использую дидактическую игру, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, я помогаю определить и назвать его размер, цвет.

  Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л.С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

АктуальностьБогатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и

Слайд 3Цель: Активизация словаря детей 4 – 5 лет
Для достижения цели были

поставлены следующие задачи:
Изучить уровень словарного запаса детей.
Разработать систему работы по формированию словаря детей 4 – 5 лет.
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится).
Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарство, бинтует, измеряет давление, смазывает горло)
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).
Расширять запас слов близких и противоположных по смыслу (синонимов и антонимов). Упражнять в узнавании и подборе синонимов и антонимов.
Цель: Активизация словаря детей 4 – 5 летДля достижения цели были поставлены следующие задачи:Изучить уровень словарного запаса

Слайд 4Ожидаемый результат
- увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих

предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
- дети будут активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова – антонимы; - дети начнут активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- развивающая речевая среда пополнится новыми пособиями;
Ожидаемый результат- увеличится словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места

Слайд 5
Приступая к работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста, я

решили выяснить, какие знания дети имеют.
Для этого я использовала задания, направленные на выявление уровня формирования словаря.

Исходя из анализа диагностических заданий развития словаря детей среднего дошкольного возраста, я составила перспективный план работы на год, куда включила различные методы и приемы по активизации словаря детей, словесные, наглядные и игровые.
Словесные приёмы - к ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.


.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.
Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Такие методы, как: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения, наблюдения.

Приступая к работе по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста, я решили выяснить, какие знания дети имеют.Для

Слайд 6Свою работу я проводила в вечернее время, на занятиях по речевому

развитию, в утренние и вечерние часы, на прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова.
Свою работу я проводила в вечернее время, на занятиях по речевому развитию, в утренние и вечерние часы,

Слайд 7Создание условий.
Необходимым условием для обогащения словаря является предметно-пространственная развивающая среда, которая

должна достраивать содержание занятий.
В центре речевого развития имеются альбомы по темам: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Транспорт».

Центр поисково – исследовательской деятельности снабжён: бумагой разнообразной фактуры, тканью, игрушками и предметами, изготовленные из разнообразных материалов.

В центре познания находятся иллюстрации с изображением птиц, диких и домашних животных, растений. А также имеются дидактические игры и природный материал.

Создание условий.Необходимым условием для обогащения словаря является предметно-пространственная развивающая среда, которая должна достраивать содержание занятий.В центре речевого

Слайд 8Игровой центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, куклами, машинами,

конструкторами, игрушечными дикими и домашними животными, муляжи овощей и фруктов, уголком ряженья.
Игровой центр оснащен атрибутами для сюжетно – ролевых игр, куклами, машинами, конструкторами, игрушечными дикими и домашними животными,

Слайд 9Так, в работе с детьми по ознакомлению с обобщающими понятиями были

использованы игры «Что кому подарим», «Вершки и корешки», «Техническое лото», «Что лишнее» и др.
    Для формирования правильного грамматического строя речи были включены следующие дидактические игры: «Что кому нужно», «Назови жилище», «Кто живет в Африке», «Варим компот», «Кто это потерял».
    В работе по обогащению глагольного словаря были использованы следующие дидактические игры: «Береги природу», «Скажи наоборот», «Кто как голос подает».
    С целью расширения словаря имен прилагательных я использовала дидактические игры «Какой предмет», «Хвастуны», «Посылка», «Ассоциации».
    Для формирования словаря синонимов и антонимов я включила в свою работу следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.
    В работе с детьми по развитию представлений о многозначности слова в работу были включены игры «Что без чего», «Какие бывают иголки».
Так, в работе с детьми по ознакомлению с обобщающими понятиями были использованы игры «Что кому подарим», «Вершки

Слайд 10К концу года увеличился словарь детей, в частности, за счет слов,

обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
Дети активно употребляют слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимают и употребляют слова – антонимы. Игровая деятельность детей активно сопровождается детской речью.
К концу года увеличился словарь детей, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие

Слайд 12Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть