Слайд 2
Особенности формирования общения у детей с задержкой психического развития
Особенности формирования
общения у детей с умственной отсталостью
Сравнение особенностей коммуникативной сферы у детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития
Основные направления развития начальных навыков общения
у детей с ЗПР и УО
Слайд 3
Особенности формирования общения у детей с задержкой психического развития
Вербальный
, невербальный компоненты общения
Особенности общения со сверстниками и со взрослыми
Слайд 4
-Низкий уровень развития общительности и коммуникативных способностей
-неумение пользоваться речью
Вербальный , невербальный
компоненты общения
Слайд 5
Особенности общения со сверстниками и со взрослыми
В речевом общении
со взрослыми
ситуативно-деловой уровень;
преобладают ситуативные социальные по теме,
информативно – констатирующие по функции и содержанию высказывания.
Е. Е. Дмитриева (2005)
Слайд 6Виды контактов с взрослыми у старших
дошкольников З П Р (%)
Е.
С. Слепович (1990, с. 26)
Слайд 7Доминирующие формы общения дошкольников
Слайд 8Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью
Особенности вербального общения
у дошкольников с умственной отсталостью
низкий уровень речевой активности
ограничение речи до нескольких слов
речь оказывается лишена выразительности
отсутствует самостоятельность в речевом творчестве
стойкое фонетическое недоразвитие
доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношение
в некоторых случаях встречается стремление к избеганию контактов
Слайд 9
Особенности невербального общения у дошкольников с умственной отсталостью
не всегда эффективно используют
проявления мимики, жестов, поз в ходе общения
неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимики и жестов
по мере возрастания степени нарушения интеллекта усиливаются проблемы распознавания максимально обобщенных и упрощенных поз человека, дети не могут дать им название
в репертуаре их невербального поведения присутствуют некоммуникативные, адаптивные жесты
Слайд 10
Особенности общения со сверстниками у дошкольников с умственной отсталостью
неумение сравнивать причины
возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, дефициту эмоциональной отзывчивости, к трудностям формирования у этих детей морально-этических правил поведения, это ведет к нарушениям или затруднениям в общении со сверстниками;
нарушение общения со сверстниками обусловлено также несформированностью, задержкой развития преимущественно эмоциональной сферы. Внешне это проявляется в тревожности, неуверенности в себе, агрессивности
Слайд 11
Особенности общения со взрослыми у дошкольников с умственной отсталостью
в ситуации беседы
со взрослым проявляют крайние варианты интенсивности невербального общения (слишком низкую и чрезмерно высокую)
долго отсутствует ярко выраженное, особое отношение к матери, ее «узнавание», выделение ее из числа взрослых
большие затруднения дошкольники испытывают при вступлении в контакт, получении новых сведений во время ведения беседы, а также в момент использования информации на практике
фрагментарность и неполноценность социально
бытовых знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт
общения и своеобразие личностных проявлений
тормозят развитие делового
общения со взрослыми.
Слайд 12Основные направления развития начальных навыков общения
у детей с ЗПР
Развитие
внимания, интереса к партнеру по общению;
Развитие умения входить в контакт, вести диалог;
Развитие навыков невербального общения;
Развитие навыков взаимодействия детей в группе;
Преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт.