Слайд 1
Обобщение опыта работы по теме:
«Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях
реализации ФГОС»
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №3:
Давыдова Ольга Владимировна
План работы над темой самообразования
I. Теоретический этап: 2014 - 2015 г. г.
1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.
2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.
3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.
4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.
5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.
II. Практическое решение проблемы: 2015 - 2017 г. г.
1. Создание комплекта педагогических разработок.
2. Корректировка работы по данной проблеме.
3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.
4. Оформление результатов по теме самообразования.
5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении.
6. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.
III. Оценочный этап: 2017- 2018 г. г.
1. Анализ проделанной работы по проблеме.
2. Создание банка статей по теме самообразования.
3.Представление опыта на РМО, практических семинарах учителей, сайте школы.
Слайд 3 Цель: определить
педагогические условия развития
познавательного интереса младших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические вопросы, являющиеся основой моей работы, познакомиться с опытом других учителей.
2. Выявить уровень подготовленности учеников моего класса, их психологические особенности и познавательные интересы, мотивы на начальном этапе.
3. Выявить педагогические условия, способы обучения, способствующие решению проблемы развития познавательного интереса, повышения качества знаний, развития интереса к предмету.
4. Проверить эффективность этих условий, форм и методов в своём классе.
5. Выявить влияние сформированности познавательного интереса на качество знаний учащихся.
Идея активизации обучения имеет большую историю.
Постановка проблемных вопросов были характерны для дискуссий Сократа и Пифагора.
Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению».
К.Д.Ушинский. «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
Г.И. Щукина. «Идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру».
Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.
Слайд 5 Не ощутить свежести родниковой
воды
тому, кто не изнывает от жажды в жаркий день.
Никогда не изведает радости познания школяр,
садящийся за свой урок без интереса. Интерес!
Вечный двигатель всех человеческих исканий,
неугасающий огонь пытливой души.
И. П. Подласый.
Слайд 6
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению…
Познавательные интересы - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Познавательный интерес - мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса…
Стадии развития интереса
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.
Слайд 8
«Задача учителя - увлечь учебной работой
каждого ребёнка, чтобы труд
на уроке был
радостным, интересным, тогда у всех детей,
в том числе и слабоуспевающих, появится
желание учиться».
Шандрук Т.Н.
Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся вырабатывать речевые умения и навыки.
Дидактическая игра- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической деятельностью в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности
Слайд 10«Кто быстрей»
8+6
7-5 9-6
3+4 5+5 7+3
6-4 10-6 8-5
КАТЕР МОТОЦИКЛ МАШИНА
«Чей домик»
10, 20, 20, ?, 40, ?
«Математический футбол»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«Найди лишнее слово»
«Одним словом»
Шестьдесят минут-… (час)
Густой частый лес- … (чаща)
Хищная рыба с острыми зубами - … (щука)
Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун)
Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться)
Загадки
- при выделении звука из слов в период обучения грамоте
- при формировании умения делить слова на слоги
- при классификации предметов
- при изучении орфограмм
- при знакомстве с новой цифрой, числом
- при изучении математических отношений
- при изучении единиц измерения
- при знакомстве с мерами времени
Стоит Антошка Стоит Антошка
На одной ножке. На одной ножке.
Где солнце станет, Его ищут,
Туда он и глянет. А он не откликается.
( Подсолнух) (Гриб)
Проблемное обучение - является одним из эффективных способов развития познавательного интереса школьников, оно обеспечивает связь с жизнью, практикой, делает процесс обучения динамичным.
Технология проблемного обучения это такая форма организации педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса представляет собой систему связных между собой и усложняющихся проблемных ситуация
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска, новых знаний, новых способов их получения.
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Ударение»
На доске записаны слова:
пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу.
Урок математики в 3 классе
Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное число»
4 х 6, 20 х 3, 9 х 8, 10 х 6, 14 х 6
Нетрадиционные уроки
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-игра
Урок-экскурсия
Урок-соревнование
Интегрированный урок
Слайд 16 Способы развития познавательного интереса:
Поощрение
Дидактические игры, игровые моменты.
Занимательный материал (загадки, стихи, ребусы, кроссворды)
Проблемное обучение, проблемные ситуации, проблемные вопросы
Нестандартные уроки