Слайд 1Выполнила: Дмитриева Н.В.,
учитель начальных классов
Научно-исследовательская работа
О чем рассказал мне
школьный портфель
Слайд 2Цель работы :
– выяснить, безопасен ли школьный портфель для нашего здоровья
.
Задачи:
1. Изучить историю портфеля.
2. Узнать какие гигиенические требования предъявляются к школьному портфелю, и как тяжелый ранец влияет на здоровье ребенка.
3. Выяснить каким должен быть портфель, чтобы не навредить нашему здоровью.
4. Разработать рекомендации для учителей ,школьников и их родителей необходимые для решения данной проблемы.
Слайд 3
Объект исследования: ученики 2-а класса, их осанка как основа здоровья.
Предмет исследования:
портфели учащихся 2-а класса, их содержимое.
Гипотеза: если правильно выбрать школьный портфель (соответствующий гигиеническим нормам), то его ношение не повредит моей осанке и моему здоровью
Методы исследования:
Опрос.
Наблюдение.
Беседа.
Сбор информации из книг, интернета, других источников.
Эксперимент (взвешивание).
Слайд 4История портфеля
Ранец привыкли считать исключительно принадлежностью школьника. На самом-то деле этот
предмет пришёл к детям из армии. Если в России солдаты брали с собой в поход вещевой мешок, то в Европе и, особенно в Германии, ранцы появились уже в 18 веке. И только через 200 лет словом «ранец» начали называть ученическую сумку.
Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были сделаны из необычного материала- коленкора. Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе. В семидесятые годы уже пользовались ранцем. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали ранцы из дерматина .
Слайд 5 Слово « портфель» (порт – носить,«фель» - лист бумаги)
пришло к
нам из французского языка.
Многие первоклассники с нетерпением ожидают день, когда родители принесут из магазина новенький портфель. Первое время ученик относится к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.
Слайд 6в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли портфели
необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак». Сегодня ассортимент их велик. С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.
Слайд 7Основные санитарно-эпидемиологические требования к портфелю ученика.
По санитарно-гигиеническим
нормам (СанПин 2.4.7./1.1.2651-10 от 28 июня 2010г. № 72) вес ранца с учебными принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела ученика. Вес пустого ранца для ученика начальной школы – 600 г Вес учебных изданий не должен превышать - 300г; Медицинские работники утверждают, что у детей 6-9 лет осанка неустойчивая. Тяжёлый ранец - первый кирпичик к неправильной осанке. Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. А ещё согнутая спина и перекошенные плечи могут довести ребёнка до близорукости и остеохондроза.
Слайд 8Мои исследования:
Только 2 портфеля из 22 соответствуют весу, указанному в санитарных
правилах. Все остальные портфели имеют значительно больший вес.
Оказывается, что большинство учеников моего класса носят портфель тяжелее, чем можно. Меня это очень обеспокоило, и я решил продолжить своё исследование. Школьный фельдшер проверила осанку ребят и сравнила результаты с теми, которые были на момент поступления в 1 класс. Оказалось, что у 20% детей отмечено нарушение осанки. Нарушение осанки - это очень серьёзно. Мы растем, и исправить её становится всё труднее. Теперь можно с уверенностью сказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика. Моя гипотеза подтвердилась.
Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
Слайд 9«Правильный» портфель - ранец.
Залог здоровья – лёгкий ранец с жёсткой
ортопедической спинкой.
Ширина ранца- ширина плеч ребёнка, верхний край –не выше плеч, нижний – не ниже поясницы.
Материал- лёгкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками.
Регулируемые лямки шириной 8 см.
Отделения - кармашки
Слайд 10А как же можно уменьшить вредное влияние школьного рюкзака на здоровье
ученика?
Необходимо:
- при покупке рюкзака учитывать его вес (не более 600 г);
- убирать из него все лишнее (например, игрушки или ненужные в данный день учебники и принадлежности);
- носить рюкзак на спине, используя обе лямки;
- школьный рюкзак поможет сохранить здоровье своему владельцу, если на нем будут вставки из специальных светоотражающих материалов. Это обеспечит безопасность школьника на дороге в темное время суток.
- необходимо регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет.
Слайд 11Памятки о школьном портфеле.
Рекомендации родителям
Выбирайте ранец с твердой спинкой, чтобы равномерно
распределить нагрузку на позвоночник ребёнка.
Не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 500г.
Вес портфеля с учебными пособиями не должен превышать 10% от веса ребенка, контролируйте содержимое ранца вашего ребёнка .
Не гонитесь за красотой портфеля, думайте об осанке ребёнка, о его здоровье!
Уважаемые учителя!
используйте только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
- создайте условия для хранения принадлежностей для уроков технологии, рисования и физической культуры в классе.
Слайд 12Ребята!
Помните: «правильный» пустой портфель весит 300 -600 граммов.
Не носите лишнего в
школьных ранцах.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убрать из него ненужные учебники и принадлежности.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, выполняйте правила, многие из которых вы уже знаете.
Правила для поддержания правильной осанки
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
Не носить ранец или портфель в одной руке.
Не перегружать портфель.
Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
Слайд 13Спасибо за внимание!
Будьте здоровы, укрепляйте свой организм! Только вы сами можете
сделать себя здоровыми и счастливыми!