Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №34»
«Формы, способы и методы нравственно-
патриотического формирования у дошкольников
к Малой Родине»
Опыт работы воспитателя
Крючковой Ионны Александровны
Самусь 2017 год
Слайд 2
Маленькая родина всё равно большая, ведь она единственная.
Слайд 3 Противоречия и проблемы
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка
–сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своём посёлке, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. В новых требованиях в содержании дошкольного образования, задачи нравственно-патриотического воспитания направлены на формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения и реализуется через социально-коммуникативную область.
Однако в базовой программе, по которой работает наш детский сад («Детство») недостаточно освещена методика работы с детьми в данном направлении.
Предлагается стандартный подход к организации разных видов детской деятельности на основе психологических и возрастных критериев, не учитывается специфика региона, где применяется программа. Поэтому, возникает ряд проблем:
-Какие ключевые моменты истории посёлка и его особенности должны быть даны дошкольникам;
- через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить совместную образовательную деятельность;
- через какие формы работы можно оптимально подключать родителей к воспитанию нравственно-патриотических чувств к Малой Родине. Следовательно, появилась необходимость в разработке целостной системы, которая позволит наиболее эффективно рассмотреть вопросы нравственно-патриотического воспитания.
Слайд 4Система работы
по нравственно-патриотическому воспитанию
Наименование опыта
«Формы, способы и методы нравственно-
патриотического формирования у
дошкольников к малой Родине»
Слайд 6
Актуальность, новизна опыта
В последнее время в людях
пропало чувство гордости за свою родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание.
У каждого человека есть свой родной край. Именно, от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма. И какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно-патриотическое воспитание имеет всё большее значение и в настоящее время становится приоритетной государственной задачей.
Слайд 8Цель: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истории родного края, знакомство
с прошлым и настоящим.
Задачи: 1. Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного посёлка.
2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного посёлка.
3.Развивать бережное отношение к посёлку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
4. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.
5. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, посёлку.
6. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной край и его жителей
Слайд 10 Ведущая педагогическая идея опыта
Совершенствование работы с детьми по
нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с родным посёлком.
Слайд 11Содержательный
представления ребенка
об окружающем мире
Эмоционально-побудительный
эмоционально-положительные
чувства ребенка
к окружающему миру
Деятельностный
отражение отношения
к миру
в деятельности
О культуре народа, его традициях, народном творчестве
О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
о символике родного посёлка и страны (герб, гимн, флаг)
Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому
Интерес к жизни родного посёлка и страны
Гордость за достижения своей страны
Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
Восхищение народным творчеством
Любовь к родной природе, к родному языку
Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде
Труд
Игра
Продуктивная деятельность
Музыкальная деятельность
Познавательная деятельность
Слайд 12Технология опыта
Принципы построения педагогического процесса
--- Историзм
--- Дифференциация
--- Интегративность
--- Гуманизм
Технология опыта
Методы и приёмы:
---Экспериментирование
--Исследование
--Проектирование
--Моделирование
--Формирование нравственного поведения
--Стимулирования
--Положительный пример взрослых
--Наблюдения
Технология опыта
Направления образовательной работы:
*Диагностика
*Тематическое планирование
*Создание развивающей среды
*Организация работы с детьми в разных видах деятельности
*Взаимодействие с семьёй
*Мониторинг
Технология опыта
Развивающая среда:
Краеведческий музей «Люблю тебя, мой край родной»
Фотовыставка «Мой любимый посёлок Самусь»
Народные промыслы
Выставка детских рисунков «Мой Самусь»
Полочка умных книг «История посёлка», «Самусь –прошлое и настоящее»
Оформление альбомов «Природа родного края», «Наша достопримечательности», «Герб семьи»
Технология опыта.
Блочное тематическое планирование
по ознакомлению с родным посёлком.
Тема блока: 1. «Родной город»
Цель: знакомство с посёлком – история возникновения, название посёлка, улиц, домашний адрес, достопримечательности.
2. «Символика родного края»
Цель: знакомство детей с символикой посёлка ( герб, его отличительные особенности)
3. «История народной культуры и традиций»
Цель: знакомство детей с народными промыслами и ремёслами, обычаями и традициями (предметы русского быта, народные праздники, фольклор)
4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: знакомство с природными богатствами, с историко-географическим расположением нашего посёлка ( работа со схемами, картами).
5. «Личностное отношение к родному посёлку»
Цель: развитие у детей эмоционально-целостного отношения родному посёлку, интегративных качеств.
Слайд 18.
Технология опыта
Реализация воспитательно-образовательного процесса с учётом интеграции образовательных областей
*Организованная НОД
* Совместная деятельность * Самостоятельная
взрослых и детей деятельность детей
Слайд 20.
Технология опыта
Формы работы с детьми в разных видах деятельности
Игровая деятельность:
-с/р
игры «Дом», «Детский сад», «Профессии моих родителей», «Магазин», «Салон красоты», «Строители», «Путешествие по посёлку».
- дидактические игры «Моя семья», «народные промыслы»,
- народные игры «Плетень», «Карусель», «Ручеёк», «Царь-горох».
Слайд 21РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
• Уголки родного края
Изготовление макетов
Развивающие игры
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм
Фотоальбомы,
иллюстрации
Художественная и познавательная литература
Мини-музеи
Слайд 22Формы работы в разных видах деятельности:
•Познавательно-исследовательская деятельность:
-целевые прогулки по посёлку
-детская библиотека
-музей
-встреча
с интересными людьми
-рассматривание герба, карты Томской области, природного материала.
Слайд 23Формы работы в разных видах деятельности:
Коммуникативная деятельность:
Составление рассказов на темы
- «С кем я живу»
-»Моя улица»
- «Мой детский сад»
- Беседы
- Решение проблемных ситуаций
.
Слайд 26Формы работы в разных видах деятельности
Продуктивная:
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
– рисование, аппликация, ручной труд.
Слайд 27ФОРМы работы в разных видах деятельности
Трудовая:
Самостоятельные, совместные действия, поручения.
Формы работы в разных видах деятельности
Чтение художественной литературы:
-загадки;
-пословицы;
-поговорки;
Заучивание стихотворений;
Чтение познавательной литературы о родном посёлке
Формы работы в разных видах деятельности
Художественно-эстетическая:
Слушание, исполнение, импровизация.
Результативность
Родной край - 2013г-48%; 2015г -94% качества знаний
Символика родного посёлка – 2013 - 35%; 2015 -100%
Истрия народной культуры и традиций -2013 -45%; 2015 -93%
Историко-географические и природные компоненты родного края
2013 -30%; 2015 -77% процент качества знаний
Личностное отношение к родному краю -2013-53%; 2015 -100%
Результатом данной работы является ребёнок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве посёлка. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем ещё оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.
Перспективность опыта, его значимость.
Значимость опыта.
В общей системе воспитания граждан России нравственно-патриотическое воспитание стало приоритетным. Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, народе, обычаях, истории, культуре….
Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма. Нравственность и патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.
Перспективность опыта.
Обогащение предметно-развивающей среды разнообразным материалом и пособиями.
Внедрение эффективных современных технологий в работе с детьми по ознакомлению с родным посёлком, краем, страной.
Привлечение родителей к активному сотрудничеству по вопросам нравственно-патриотического воспитания у дошкольников.