Слайд 1Николай Николаевич Носов
(1908 - 1976)
писатель, драматург
Подготовила воспитатель
1 категории
Байденко О.В.
Слайд 2Краткая биография
Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908г. В городе
Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельства работал железнодорожником. В семье Носовых было четверо детей, Николай был вторым ребенком.
Слайд 3Мальчиком он учился в гимназии в городке Ирпень.
Детство и школьные
годы Николая Носова пришлись на Первую Мировую и Гражданскую войны.
Вся семья переболела тифом.
К счастью, никто не умер.
С 14 лет Николай Носов
работал газетным торговцем,
землекопом, косарём и т.п.
биография
Слайд 4После гражданской войны
Николай увлёкся химией.
Но в политехнический
ВУЗ он
поступать передумал
и в 19 лет поступил в
Киевский Художественный
институт.
Через 2 года, в 1929 году
Николай Носов перевелся в
Московский институт кинематографии. В 1932 году закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.
В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии. За эту деятельность он награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.
Слайд 5Как писатель
Носов
дебютировал
в 1938
году:
был издан
его первый
рассказ для
детей,
«Затейники».
Прозаик, киносценарист, драматург Николай Носов скончался 26 июля 1976 года.
Слайд 6Вехи творчества
1945 г.
сборник
рассказов
«Живая шляпа»
«Огурцы»
«Мишкина каша»
«Огородники»
«Фантазеры»
Слайд 91950г. – повести. За повесть «Витя Малеев в школе и дома»
Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год.
Слайд 10В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию
Слайд 11В 1961 году выходят юмористические новеллы
где автор высмеивает не только детские
недостатки, но и пороки взрослых.
Слайд 12В 1971 году
публикуется
Это – вдумчиво
проведенное,
изящно
представленное
читателям
изучение
интеллектуального,
духовного роста
ребенка от первого
года жизни до шести
лет включительно.
Книга дает обильный
материал для раскрытия
возрастной психологии
ребенка и в год, и в два,
и в 3, 5…
Слайд 13Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественно-мемуарной повести (1977г.).
Слайд 14Созданы кинофильмы по киносценариям Носова: «Два друга», Дружок», «Фантазеры», «Приключения Коли
Клюквина», пьесы «Незнайка учится», «Незнайка — путешественник», «Незнайка в Солнечном городе».
Слайд 15Литературное кредо
Книги Н.Н.Носова прежде всего глубоко правдивые произведения доброго, любящего человека,
для которого детство самоценно. В нем все значимо. Все мило. Все дорого. Все приятно и, не побоимся слов, празднично, то есть весело. Детство — счастье. Задача взрослых — понять это и сделать миг детства счастливым, способствовать, чтобы праздничность детства сохранилась. Помочь ей перейти в отрочество, юность и задержать на всю жизнь.
Слайд 16Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова. Его произведения
знакомят детей с житейскими правилами. Носов подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой.
Литературное кредо
Слайд 17Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по
своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.
Литературное кредо
Слайд 18В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей.
Книги Носова помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует. Сам Носов отмечал, что для него важнее не юмор ситуаций, а юмор характеров. До последних лет жизни искал Носов Н.Н. новые пути общения с маленькими читателями, поэтому его книги актуальны и сегодня.
Литературное кредо
Слайд 19Жанры и тематика
Тематика произведений Н.Н.Носова – мораль и нравственное воспитание. В
произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.
Слайд 20Носов писал для детей и про детей.
Он как никто другой
Чувствовал душу ребенка.
Даже при долгих
поисках не удается
обнаружить хоть одну
не смешную книгу
Николая Носова.
Смех – главный
двигатель его творчества.
Веселый рассказ –
излюбленный
жанр Николая Носова и ему
он остался верен до конца.
Жанры и тематика
Слайд 21Н. Носов успешно разрабатывал различные прозаические жанры: сказка, рассказ, повесть, новелла.
Неизменной любовью ребят – дошкольников и младших школьников – пользуются его сказки:
Жанры и тематика
Слайд 22Специфика творчества
«Настоящий детский язык" присущ всему творчеству Н. Носова:
Живой диалог
Юмор
Комичная
ситуация
рассказы лишены
«лобовой» назидательности
Герой - активный, уверенный в своих неограниченных возможностях ребёнок, фантазёр и неустанный выдумщик.
Слайд 23Отрывки
из весёлых рассказов
Н. Носова
Слайд 25…- Кто это? - спрашивает Шурик.
- Не знаю.
- Чего ж ты
его боишься?
- Он на замазке сидит.
- Зачем же ты отдал ему?
- Я не давал, а он сел.
- Так забери!
Тут погас свет и началось кино.
- Дяденька, - сказал Костя, - отдайте замазку.
- Какую замазку?
- Которую мы из окна выковыряли.
- Из окна выковыряли?
- Ну да. Отдайте, дядя!
- Да я ведь не брал у вас!
Мы знаем, что не брали.
Вы сидите на ней.
- Сижу?!
- Ну да…
«ЗАМАЗКА»
Слайд 27…– Это «Волга».
А Мишка:
– Нет, это «Москвич».
– Много ты понимаешь! –
говорю я.
– Конечно, «Москвич», – говорит Мишка. –
Посмотри, какой у него капор.
– Какой, – говорю, – капор? Это у девчонок
бывает капор, а у машины – капот! Ты
посмотри, какой кузов.
Мишка посмотрел и говорит:
– Ну, такое пузо, как у «Москвича».
– Это у тебя, – говорю, – пузо, а у
машины никакого пуза нет.
– Ты же сам сказал «пузо».
– «Кузов», я сказал, а не «пузо»!
Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!
Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:
– А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» – буфер.
Я говорю:
– Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой то. Буфер – это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у «Москвича» и у «Волги».
Слайд 28«Автомобиль»
Мишка потрогал бампер руками и говорит:
– На этот бампер можно сесть
и поехать.
– Не надо, – говорю я ему. А он:
– Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.
Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:
– Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:
– Не надо!
А Мишка:
– Иди скорей! Эх ты, трусишка!
Я подбежал, прицепился рядом.
Машина тронулась и как помчится!
Мишка испугался и говорит:
– Я спрыгну! Я спрыгну!
– Не надо, – говорю, – расшибёшься!
А он твердит:
– Я спрыгну! Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:
– Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!...
Слайд 30…– Пойдём на метро покатаемся.
Пришли мы на станцию, спустились по лестнице
и поехали под землёй. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.
«Осмотрим, – думаем, – станцию – и назад».
Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.
Накатались по лестнице, сели на поезд и поехали обратно. Слезли через две остановки, смотрим – не наша станция!
– Наверно, мы не в ту сторону поехали, – говорит Вовка.
Сели мы на другой поезд, поехали в обратную сторону. Приезжаем – опять не наша станция! Тут мы испугались.
– Надо спросить кого нибудь, – говорит Вовка...
Слайд 31…Тётя говорит:
– Не понимаю, как это вы потеряли станцию! Я тут
каждый день езжу, а ещё ни разу станцию не потеряла. Ну, поедем домой.
Сели мы на поезд. Поехали.
– Эх вы, пошехонцы! – говорит тётя. – Искали рукавицы, а они за поясом. В трёх соснах заблудились. Потеряли станцию!
И вот так всю дорогу смеялись над нами.
Приезжаем на станцию, тётя посмотрела вокруг и говорит:
– Тьфу! Совсем вы меня запутали! Нам на Арбат надо, а мы на Курский вокзал приехали. Не в ту сторону сели.
Пересели мы на другой поезд и поехали обратно. И тётя больше уже не смеялась над нами. И пошехонцами не называла.
Слайд 33…Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны
рвать, а я
зашивать должна?
– Я больше не буду! Зашей, мама!
– Сам зашей.
– Так я ведь не умею!
– Сумел порвать, сумей и зашить.
– Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка
и пошёл во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах
дырка, и стали смеяться.
– Какой же ты солдат, – говорят, – если у
тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
– Я просил маму зашить, а она не хочет.
– Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно…
Слайд 34
Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем
любое назидание. В рассказах Носова нет "плохих".
Он строит так свои произведения, что
дети не замечают, что их учат
вежливому,
уважительному
отношению
ко взрослым, учат жить в
согласии и мире.
Специфика творчества
Слайд 35Литературный анализ
"Приключения Незнайки и его друзей»
Тематика: нравственное воспитание.
Жанр: роман-сказка, волшебная сказка.
Признаки
сказки:
Специфика: главные герои –
коротышки – их так называют
потому, что они очень
маленькие. Автор использует
литоту – каждый был ростом с
небольшой огурец. Сказочные
мальчики и девочки, настолько
малы, что грибы и орехи
распиливают пилой на части
и перетаскивали домой по
кусочкам.
Слайд 36Главный герой - Незнайка – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает
в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. В основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.
К концу сказки главный герой Незнайка, будучи «низким» героем – преображается.
Слайд 37Архитектоника:
Начало - В одном сказочном городе жили коротышки…
Слайд 38Развитие - Но самым известным среди них был малыш, по имени
Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал… В особенности Незнайка прославился после одной истории...
Слайд 39Концовка - Вместо того чтобы идти играть в городки или футбол,
Незнайка садился за стол и принимался за чтение... Незнайка очень старался и постепенно выучился писать красивые буквы, и большие, то есть заглавные, и маленькие. Гораздо хуже у него обстояло дело с кляксами… Но Незнайка не унывал, так как знал, что терпение и труд помогут ему избавиться и от "комет".
Слайд 40Как для волшебной сказки здесь присутствует: нарушение запрета, отлучка от дома,
преодоление препятствий.
В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность.
Слайд 42Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»?
- Тузик
- Шарик
- Васька
Слайд 43Что не садил, не растил, не имел права выбрасывать Котька?
- репку
-
Слайд 44Кого больше всего на свете боялся Алик?
- пенсионеров
- миллионеров
- милиционеров
Слайд 45Что разбилось у Миши, когда он доставал леденец?
- сахарница
- хлебница
- конфетница
Слайд 46Что купили мальчики в игрушечном магазине?
- магнитофон
- телефон
- металлофон
Слайд 47Что смастерил Мишка, разобрав телефон?
- звонок
- станок
- пирог
Слайд 48Где сидели Мишутка и Стасик и разговаривали?
- на реечке
- на линеечке
-
на скамеечке
Слайд 49Что просили вернуть Костя и Шурик незнакомого гражданина?
- краску
- замазку
- расческу
Слайд 50Какую надпись увидели на экране Костя и Шурик?
- огурец
- молодец
- конец
Слайд 51Какая из этих деталей есть у автомобиля?
- капор
- капот
- пузо
Слайд 53Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
И девчат не обижает.
Незнайка
Знайка
Слайд 54Эта доктор лечит медом
А не как Пилюлькин – йодом.
Её
любят коротышки –
И девчонки и мальчишки.
Эта девочка-цветочек
Носит юбку белую.
Любит в поле ветерочек
И клубнику спелую.
Медуница
Ромашка
Слайд 55Этот очень-очень важный.
Он с касторкою отважно
На болезнь бросается
Всех
лечить старается.
Эти двое малышей
Механики отличные
Все могут сделать и быстрей
И лучше заграничного.
Пилюлькин
Винтик и Шпунтик
Слайд 56Кроссворд
«Рассказы Николая Носова»
Из повести "Дневник Коли Синицына"
…Что это за совесть
такая, и почему она людей мучит...
Слайд 57По горизонтали: 3. Герой этого рассказа Федя Рыбкин насмешил весь класс.
5. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. 6. «Живая...». 7. «Федина...». 8. Как называется рассказ, герои которого, сидя на скамейке, соревновались «кто кого переврет»?
к
л
я
к
с
а
з
а
п
л
а
т
к
а
ш
л
я
п
а
з
а
д
а
ч
а
ф
а
н
т
а
з
ё
р
ы
Так держать!
Слайд 58По вертикали: 1. Название этого рассказа произошло от названия предмета, который
купили Мишка и его друг Коля. 2. Герои этого рассказа перепутали предмет, который они отковыряли от окон, с пряником, и из-за этого в кинотеатре на этот предмет сел незнакомый гражданин... 3. «Мишкина...». 4. Герой этого рассказа выстрелом из пистолета напугал старушку.
т
е
е
о
н
з
м
а
к
а
ш
а
ш
Молодец!
Слайд 60Источники:
http://pomnipro.ru/memorypage15620/biography
http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi
рассказы Н. Носова: «Живая шляпа», «Автомобиль», «Замазка», «Саша», «На горке»,
«Леденец», «Заплатка», «Телефон», «Фантазеры». Сказка «Незнайка и его друзья».