Слайд 1Проектная исследовательская деятельность в начальной школе
Мастер-класс разработала и провела учитель начальных
классов ВКК
МБОУ СОШ №87 г. Воронежа
Овчинникова Оксана Митрофановна
2015 год
Слайд 2
«К школьнику относится
нужно не как к сосуду,
который предстоит
наполнить информацией,
а как к факелу, который
необходимо зажечь.»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3«То, что дети могут вместе сделать сегодня, завтра каждый из них
сможет сделать самостоятельно».
Л. Выготский
Слайд 4 В основе Стандарта второго поколения
лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
Слайд 51) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к Россия, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологического грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Слайд 6ФГОСы направлены на формирование компетентности.
Компетентность – есть готовность и способность человека
действовать в какой-либо области.
Компетентностный подход
умение решать проблемы
овладение способами деятельности
самостоятельная постановка проблемы
поиск необходимых для решения знаний
исследования
Слайд 7
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой
лежит:
развитие познавательных навыков учащихся;
умения ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического и творческого мышления.
Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Слайд 8
отбирать и анализировать нужную информацию
из различных источников;
систематизировать и обобщать полученные
данные в соответствии с поставленной задачей;
выявлять проблемы в различных областях знаний;
выдвигать обоснованные гипотезы и их решения;
ставить эксперименты;
делать аргументированные выводы,
выстраивать систему доказательств;
работать в коллективе, исполняя при этом разные социальные роли;
владеть искусством и культурой коммуникации;
уметь пользоваться ресурсами Интернет.
Метод проектов позволяет решать задачи
формирования творческого мышления и развития интеллектуальных умений:
Слайд 9
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
развивающий умения самовыражения,
личностно-ориентированный;
самопрезентации и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность,
ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
здоровьесберегающий
Слайд 10Давайте подумаем:
Исследовательскаядеятельность??
Проектная деятельность??
Слайд 11
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением
учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
Давайте подумаем:
Слайд 12
Давайте подумаем:
постановку проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор
методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала,
его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы.
Слайд 13Исследовательская деятельность обучающихся
Слайд 14Проектная деятельность обучающихся
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Слайд 15
« ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ БОГАТСТВО »
Слайд 18Проектная деятельность обучающихся
Непременным условием проектной деятельности является:
1) наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности;
2) этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта);
3) реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Слайд 19Работу организую по следующему плану:
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Изучение
вопроса, объекта исследования.
Сбор материала.
Обработка материала, получение результата, анализ.
Отчёт о проделанной работе.
Оформление результатов проекта
реферат или доклад, презентация,
выпуск стенгазеты, выступление
и т.д.–какой выход запланировали
Слайд 20
.
1. по составу участников:
личные,
парные,
групповые;
2. по целевой установке;
3. по тематике;
4. по уровню контактов:
внутриклассными,
внутришкольными,
региональными,
межрегиональными,
международными;
5. по срокам реализации.
Проекты могут классифицироваться:
Слайд 21Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок
или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп,
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Долгосрочные (несколько месяцев, год, несколько лет)
Слайд 22Проектно-исследовательская деятельность
деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и
задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов
Слайд 23Обратим внимание:
главной целью учебного исследования младшего школьника является развитие личности, а
не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Слайд 24 «Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это
всё же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и, где не угасает одухотворяющий разум и доброта»
Львов М.Р.
Слайд 25 Основной целью моей педагогической деятельности является помогать детям проявлять
и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний.
Слайд 26Проектно-исследовательская деятельность.
Проектирование собственного исследования;
Выделение целей и задач;
Выделение принципов отбора методик;
Планирование хода
исследования;
Определение желаемых результатов;
Слайд 27ЦЕЛЬ:
обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом
деле суммы сведений
из разных предметных
областей), а выработать опыт, позволяющий
действовать в новых, неопределенных проблемных
ситуациях, для которых заранее нельзя наработать
соответствующих средств. Их нужно будет находить
в процессе разрешения подобных ситуаций и
достигать требуемых результатов
СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 28Основные цели применения данной деятельности:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлениях
и действиях;
развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
развитие критического мышления
Слайд 29деятельности
Алгоритм проектно-исследовательской
2.Выдвижение
гипотез
5.Обобщение
полученных данных
4.Сбор
материала
1.Выбор темы
исследования
7.Защита
Проекта
6.Подготовка
проекта
3.Поиск и предложение
возможных
вариантов
8. Подведение итогов.
Оценка проекта
Слайд 31Используемые ресурсы:
http://s018.radikal.ru/i519/1304/3e/4bb97ff07cca.png
http://i022.radikal.ru/1304/0b/005110753ae9.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/4126/981986.29/0_833e9_d1cacb4b_orig
Окружающий мир (природа, человек, история, краеведение): олимпиадные и творческие задания
для начальной школы / Н.С. Махина, В.И. Прасолова, Л.А. Обухова. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.