Презентация, доклад Нарратив - сказка не только для детей

Содержание

Что такое нарратив?Существует несколько версий о происхождении термина, точнее, несколько источников, из которых он мог появиться Согласно одной из них, наименование «нарратив» берёт начало от слов narrare и gnarus, которые в переводе с латинского языка означают

Слайд 1«Нарратив – сказка не только для детей»


Автор:
Щербатюк Татьяна Николаевна, практический психолог

«Нарратив – сказка не только для детей»Автор:Щербатюк Татьяна Николаевна, практический психолог

Слайд 2Что такое нарратив?
Существует несколько версий о происхождении термина, точнее, несколько источников,

из которых он мог появиться Согласно одной из них, наименование «нарратив» берёт начало от слов narrare и gnarus, которые в переводе с латинского языка означают "знающий о чём-либо" и "эксперт.







Что такое нарратив?Существует несколько версий о происхождении термина, точнее, несколько источников, из которых он мог появиться Согласно

Слайд 3В английском языке также есть похожее по смыслу и звучанию слово

narrative - «рассказ», которое не менее полно отражает суть нарративной концепции. Сегодня нарративные источники можно обнаружить практически во всех научных отраслях: психологии, социологии, филологии, философии и даже психиатрии.








В английском языке также есть похожее по смыслу и звучанию слово narrative - «рассказ», которое не менее

Слайд 4Но для изучения таких понятий, как нарративность, наррация, нарративные техники, и

прочих существует отдельное самостоятельное направление – нарратология. Итак, стоит разобраться, сам нарратив – что это такое и каковы его функции?
Но для изучения таких понятий, как нарративность, наррация, нарративные техники, и прочих существует отдельное самостоятельное направление –

Слайд 5Оба этимологических источника, предложенные выше, несут в себе единый смысл –

донесение знания, рассказ. То есть, говоря проще, нарратив – это некое повествование о чём-либо. Однако не стоит путать это понятие с простым рассказом. У нарративного повествования есть индивидуальные характеристики и особенности, которые и привели к возникновению самостоятельного термина.
Оба этимологических источника, предложенные выше, несут в себе единый смысл – донесение знания, рассказ. То есть, говоря

Слайд 6Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ

коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же - это так называемый «объясняющий рассказ», -то есть нарратив - это, скорее, не объективное, а субъективное повествование.

Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической

Слайд 7Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и

оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию.
Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто

Слайд 8Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты,

- в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего.
Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, - в привлечении индивидуальных нарраторских оценок

Слайд 9«Нарратив – это вздох мира, который делает его живым». Милорад Павич


Термин «нарративная психология» принадлежит американскому психологу-когнитивисту и педагогу Джерому Брунеру. Его и психолога-криминалиста Теодора Сарбина по праву можно считать основополжниками данной гуманитарной отрасли

«Нарратив – это вздох мира, который делает его живым».  Милорад Павич  Термин «нарративная психология» принадлежит

Слайд 10Суть нарративного метода в психологии – узнавание человека и его глубинных

проблем и страхов посредством анализа его рассказов о них и их собственной жизни. Нарративы неотделимы от общества и культурного контекста, поскольку именно в них они и формируются.
Суть нарративного метода в психологии – узнавание человека и его глубинных проблем и страхов посредством анализа его

Слайд 11Нарратив в психологии для личности имеет два практических значения: во-первых, открывает

возможности для самоидентификации и самопознания путём создания, осмысления и проговаривания различных историй, во-вторых, это способ самопрезентации, благодаря такому рассказу о самом себе.
Нарратив в психологии для личности имеет два практических значения: во-первых, открывает возможности для самоидентификации и самопознания путём

Слайд 12Иногда истории, которые мы рассказываем, говорят о нас больше, чем наши

поступки. Нарративное направление в психологии использует наши рассказы, чтобы помочь нам самим. Вооружившись этим знанием, любой человек может по-другому взглянуть на свое прошлое и даже изменить будущее.
Иногда истории, которые мы рассказываем, говорят о нас  больше, чем наши поступки. Нарративное направление в

Слайд 13Виды нарративов:
беседы
истории из фольклора
басни
мифы
сказки
объявления
мемориальные речи


Виды нарративов:беседыистории из фольклорабаснимифысказкиобъявлениямемориальные речи

Слайд 14В своей работе я использую сказкотерапию.
Сказкотерапия это способ воспитания у ребенка

особого отношения к миру, принятого у данного социума, а также способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах.
В своей работе я использую сказкотерапию.Сказкотерапия это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у

Слайд 15Также в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются

необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Также в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество.

Слайд 16Типы сказок:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ имеют цель преподнести некоторые новые знания, используется прием

одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут, такие сказки раскрывают смысл и важность определенных знаний, дидактические сказки могут содержать задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок.
МЕДИТАТИВНЫЕ СКАЗКИ нацелены на создание какого-то эмоционального состояния, иногда - состояния релаксации, они могут не иметь четкого и ясного сюжета и представляют собой некоторую зарисовку, визуализацию ярких сказочных образов, с помощью медитативных сказок происходит глубокое погружение в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека.
Типы сказок:ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ имеют цель преподнести некоторые новые знания, используется прием одушевления абстрактных символов и создается образ

Слайд 17МЕДИТАТИВНЫЕ сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в

специально созданных условиях, они содержат позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному, такие сказки могут служить прологом, настроем к новой психотерапевтической работе.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ имеют цели : обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержанием, стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, при необходимости - в изменении этого отношения, оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой - либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой., часто имеют форму притч,они являются наиболее важным и глубоким и обладают самой большой силой воздействия.

МЕДИТАТИВНЫЕ сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях, они содержат позитивные

Слайд 18ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ особый тип сказок, определяется как содержащая вымысел авторская история,

содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека, основная цель - влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей, т.е. сказка такая прежде всего развивающая.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ особый тип сказок, определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития

Слайд 19Психологические и психокоррекционные сказки

Психологические и психокоррекционные сказки

Слайд 20Психологические и психокоррекционные сказки




Психологические и психокоррекционные сказки

Слайд 21ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Чтение сказки и её анализ
Цель - осознание, интерпретация

того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.
После прослушивания сказки задаётся ряд вопросов:
О чём сказка?
Что запомнилось больше всего?
Какие герои запомнились? Почему?
Что случилось с тем или иным персонажем?
Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
Какое настроение после сказки, какие чувства?
Случались ли у тебя похожие ситуации?
Чему мы можем научиться у этой сказки?
А также можно задавать и другие вопросы по сказке ребёнку.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙЧтение сказки и её анализЦель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной

Слайд 22ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Рассказывание сказок
Рассказывание сказки от второго или третьего лица
Можно

предложить ребёнку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, рассказать сказку «Сивка бурка» глазами колобка и т.д.
Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
Групповое придумывание сказки. Первый ребёнок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребёнок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот приём помогает развивать произвольную память, фантазию и воображение. Умение выражать свои мысли, умение слушать.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙРассказывание сказокРассказывание сказки от второго или третьего лицаМожно предложить ребёнку рассказать сказку от имени

Слайд 23Приёмы работы со сказкой
Проигрывание эпизодов сказки, драматизация
Проигрывание эпизодов даёт возможность ребёнку

почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребёнок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребёнку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Постановка сказок с помощью кукол
Работая с куклой, ребёнок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-то причинам не может позволить себе проявить.
Приёмы работы со сказкойПроигрывание эпизодов сказки, драматизацияПроигрывание эпизодов даёт возможность ребёнку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и

Слайд 24ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ
Рисование по мотивам сказки
Рисунок наиболее значимого для ребёнка

отрывка;
Любимого сказочного героя;
Сказочной страны;
Рисуя или работая с различными материалами ребёнок воплощает то, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙРисование по мотивам сказкиРисунок наиболее значимого для ребёнка отрывка;Любимого сказочного героя;Сказочной страны;Рисуя или работая

Слайд 25Структура сказкотерапевтического занятия содержит:
Ритуал «входа в сказку»(настрой на совместную работу)
Например, передача

волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч и т.д.
Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приёмы работы со сказкой(обсуждение, вопросы к постановке сказки, рисование сказки). Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
Резюмирование обобщить приобретенный опыт связать с уже имеющимся опытом. Педагог подводит итоги занятия. Чётко проговаривает последовательность происходящего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчёркивает значимость полученного опыта.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит:Ритуал «входа в сказку»(настрой на совместную работу)Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через

Слайд 26Структура сказкотерапевтического занятия содержит:
«Ритуал выхода из сказки». Дети, стоя в кругу,

проговаривают : «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились »
Структура сказкотерапевтического занятия содержит:«Ритуал выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают : «Мы берём с собой

Слайд 27Сочинение сказок
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала

помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет разворачивался в определённой последовательности:

Сочинение сказокДля того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо, чтобы сказочный сюжет разворачивался

Слайд 28Сочинение сказки

Сочинение сказки

Слайд 29 Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и

правила поведения.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей.
Начав использовать в своей работе методы сказкотерапии, нужно помнить – результатов от лечения сказкой не стоит ждать сразу, но что они будут – несомненно. Ведь труд, терпение и доброта, как и в любой сказке, обязательно будут вознаграждены.


Спасибо за внимание!
Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения.Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая»

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть