Слайд 1Подготовила учитель начальных классов МБОУ Киевской СОШ Кравченко О.П.
Особенности формирования общеучебных
умений и навыков первоклассников
Слайд 21. ВСТУПЛЕНИЕ
Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка
общеучебных умений и навыков, которые необходимы ему в дальнейшей учебной деятельности. Почему?
Слайд 3Последнее десятилетие в школьном образовании обострилась проблема, обусловленная следующим противоречием:
с
одной стороны, с широким внедрением развивающего проблемного обучения возросло количество творчески мыслящих учеников, способных создавать собственный интеллектуальный продукт в виде результатов научного исследования.
С другой стороны количество неуспевающих детей остаётся печально стабильным, а количество детей, нуждающихся в специальном коррекционном образовании возрастает с каждым годом.
Слайд 4Во многих авторитетных источниках совершенно справедливо утверждается, что главная задача учителя
– научить учеников учиться, а не давать готовые знания, т.к. человек, способный самостоятельно добывать их, всегда найдет свое место в жизни, сможет быть хорошим специалистом в постоянно меняющихся экономических и социальных условиях. А умение учиться обеспечивается сформированными соответствующему школьному возрасту общеучебными умениями .
Слайд 52. Формирование общеучебных умений и навыков через учебную деятельность.
В возрасте от 6
до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи
Слайд 6В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а
организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых дней в школе. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места.
Слайд 7Осуществляя учебную деятельность, школьники выполняют определенные учебные действия. В.В. Давыдов представляет
их в логике решения учебной задачи:
принятие от учителя или самостоятельная постановка учебных задач;
преобразование условий задачи (поиск, обнаружение и выделение);
моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
преобразование модели для изучения свойств объекта;
построение системы частных задач, решаемых общим способом;
контроль за выполнением предыдущих действий;
оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи
Слайд 83.Классификация общих умений и навыков
Учебная деятельность – это основа для формирования
умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.
Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:
учебно-деятельностные;
учебно-интеллектуальные;
учебно-организационные;
учебно- информационные;
учебно-коммуникативные умения.
Слайд 91. Учебно – деятельностные умения и навыки
Слайд 102. Учебно-коммуникативные умения и навыки
2.1. Формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.
2.2.
Пересказывать содержание сказки, рассказа, условие и ход решения задачи.
2.3. Осваивать основные виды письменной работы: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа.
2.4. Темп письма к концу года 25 знаков в минуту
Слайд 113. Учебно-интеллектуальные умения и навыки
3.1Умение читать осознанно и выразительно
3.2. Умение чисто
и грамотно писать.
3.3. Умение сравнивать объекты, факты, явления
4.Учебно-организационные умения и навыки
4.1. Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе.
4.2. Проверять работу по образцу.
4.3. Соблюдать правильную осанку.
4.4. Организовать свое рабочее место.
Слайд 125. Учебно-информационные умения и навыки
5.1. Читать целыми словами, соблюдая ударение, паузы,
интонацию в конце предложения.
5.2. Находить тексты в оглавлении, пользоваться заданиями и вопросами.
5.3. Слушать рассказ, объяснение учителя, пересказывать.
5.4. Уметь самостоятельно знакомится с детскими книгами , по иллюстрации составлять представление о примерном содержании книги
Слайд 134. Методические приемы и формы организации на уроках
Слайд 15Главная цель работы детьми – учить детей учиться, а значит ясно
выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, владеть словом. Владеть словом – инструментом общения – неоценимое богатство. Детям абсолютно необходимы игры, специальные упражнения на слова, про слова, со словами.
Слайд 16Тематика игр:
1. «Половина слова за вами»:
паро-воз, теле-фон
2. Слово наоборот :
пилот
– толип, верблюд – дюлбрев
3. Алфавит вокруг (назвать премет на букву «А», «Л», «Р» и др.)
Слайд 174. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова,
относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово.
ш к о а к – кошка
с ь р ы – рысь
ц а я з – заяц
т д я л е – дятел
Слайд 185. Добавь словечко.
«Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит…» (черепаха.)
6. «Буква заблудилась»
«Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!»
«Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей!»
«Сели в ложку и – айда! –
По реке туда-сюда!»
Слайд 20Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом
в развитии умения читать является
понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом.
Слайд 21Например, на доске написаны слова:
Круглый,
румяный ,
злой
доверчивый,
весёлый,
грубый,
беззаботный.
Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, стирают слова, которые не подходят для характеристики Колобка из сказки «Колобок».
Слайд 22Упражнение «Подбери слово-предмет».
(Послушай слова-признаки и назови тот предмет , к которому
они относятся)
Слайд 23Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»
а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай
громко.
в) Порадуйся предложению.
г) Спроси предложение.
На уроках многократно прочитывается текст с различными заданиями. Одно из них « Вопрос товарищу». Проводится в виде «Аукциона», кто больше придумает хороших вопросов.
Слайд 255.Заключение
Формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие
практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программой по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.