Слайд 1 Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр
Слайд 2 Логическое мышление и дидактическая игра Логическое мышление – это
система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Слайд 3Цели и задачи
Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей посредством дидактических
игр.
Задачи:
Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.
Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.
. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Слайд 4Актуальность
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе
развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно- следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Слайд 5Выделяют три вида мышления
Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является
ведущим до 4-5 лет.
Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6- 6,5 лет.
Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Слайд 6Формы мышления
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение
– истинное и ложное - общее, частное и единичное - утвердительное и отрицательное; Понятие – житейское - научное;
Умозаключение – индуктивное - дедуктивное - умозаключение по аналогии.
Слайд 7Дидактическая игра «Кто чей малыш?» Цель: учить детей соотносить животных и их
детенышей, развивать зрительное внимание, навыки самоконтроля.
Слайд 8
Средства развивающие логическое мышление Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации
и конкретизации. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки.
Слайд 9Дидактическая игра «Кто где живет?»
Цель: Развитие мышления, внимания и речи
детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.
Слайд 10Дидактическая игра «веселая логика»
Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов
сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
Слайд 11Пазл «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку
необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.
Слайд 12Дидактическая игра «Кто что ест?»
Цель: познакомить детей с животными, с их местом
обитания. Закреплять знания детей о разных видах питания животных в природе. Развивать умения различать понятия «Домашние» и «Дикие» животные.
Слайд 13Заключение
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно
наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.