Слайд 1Методы и приемы формирования УУД на уроках математики в начальных классах
из
опыта работы работы учителя начальных классов Кетченеровской гимназии им.Х.Косиева
Батыревой Любови Борисовны
Слайд 2Педагогические приемы
1.Задание массивом. (несколько задач на
неделю)
2.Лови ошибку! (задание с ошибкой)
3.Выход за пределы (использование доп.лит-ры и фактов из окружающей действительности)
4.Идеальное задание ( д/з по желанию ученика)
5.Резюме (отношение к предмету)
6.Знакомство с критериями ( оценивание)
7.Рейтинг ( самооценка)
8.Идеальный опрос ( саморегуляция)
9.Отсроченная реакция ( задание для всех)
10.Дай себе помочь ( помощь друг другу)
11. «Да» и «Нет» ( ответ учителя на вопросы уч-ся)
12.Блицконтрольная ( проверка знаний уч-ся)
13.Организация работы в группах ( задания могут быть как одни и те же, так и разные, но работают на общий результат)
Слайд 3 Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел. Урок повторения.
Ход урока.
1.Организационный
момент
Цели: формирование личностных и регулятивных УУД.
-Личностные: соблюдение моральных норм, умение настроить себя на рабочий лад.
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет
-Регулятивные: начинать и заканчивать свои действия в нужный момент, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
(записать число, классная работа)
Слайд 42. Математическая разминка. (Устный счет с использованием технологии УДЕ)
а) На доске
записаны многозначные числа.
А1. Необходимо числа расставить в порядке возрастания.
98, 4295, 3 846, 20 000, 34 295, 45 348, 1 309 400, 923 527, 500 004
(98, 3846, 4 295, 20 000, 34 295, 45 348, 500 004, 923 527, 1 309 400)
- Назовите семизначное число.
- Назовите число, которое стоит после числа 20 000.
- Назовите число, в котором 295 единиц первого класса.
- Назовите число, в котором 3 единицы класса тысяч.
- Назовите соседей числа 923 527.
- Назовите чётные числа.
- Что нужно сделать, чтобы легче прочитать многозначное число?
(Его надо разбить на классы, начиная, справа налево. А затем прочитать слева направо, называя количество единиц и название класса.)
формируются регулятивные, коммуникативные , познавательные действия)
Слайд 5 А-2. БЛИЦ-ТУРНИР. Задачи, развивающие логическое мышление
(учитель читает, дети записывают
ответы в тетради в каждой клеточке.)
1. Собачка, когда она стоит на двух лапках весит 3 кг. Сколько она будет весить, если встанет на все лапы? (3)
2. За один час часы делают 2 удара, сколько ударов сделают часы за 4 часа?(8)
3. В семье трое дочерей и у каждой есть брат, сколько детей в семье?(4)
4. Горело четыре свечи, 2 погасли, сколько осталось?(4)
5. На веревке завязали 6 узлов. Между узлами 1 метр. Сколько метров между крайними узлами?(6)
6. Брату 8 лет, сестре 15 лет. На сколько лет сестра будет старше брата через 10 лет?(7)
Дети читают ответы. Получилось интересное число. Дети читают число.(384 467)
Это число в км обозначает расстояние от Земли до Луны.
- Сколько всего сотен в полученном числе?
- Сколько отдельных десятков?
- Что обозначает цифра 8? Цифра 4?
- Сколько всего разрядов? ( развиваются регулятивные , познавательные действия)
используется технология УДЕ)
Слайд 64. Повторение изученного. Актуализация знаний .
- Формирование коммуникативных
УУД, включающих умение формулировать правило выполнения сложения и вычитания многозначных чисел.
А) решение примеров вида :
34567+2345= 2345+3467= 36912 – 2345= 36912 – 34567=
(решение с устным объяснением правил сложения и вычитания );
-формирование познавательных УУД – основных мыслительных операций в ходе устных вычислений; построение логической цепочки рассуждений:
( установление взаимообратности действий – технология УДЕ)
Слайд 7 5. Изучение нового материала через организацию проблемной ситуации.
Цели: а) формирование
познавательных действий: выдвижение гипотез и их обоснование, план решения учебной задачи, анализ и преобразование информации, основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия
-Как вы думаете, где вам сейчас узнать тему урока?
-Посмотрите на материал в учебнике, и скажите, чтобы выполнить задания, на что больше всего вы должны обратить внимание, что должны вспомнить?
- Какова наша тема урока? Какие задачи нам предстоит выполнить?
б) формирование личностных УУД, информации и избирательности её воздающих возможность самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве, а так же формирование личной мотивации необходимости изучения данной темы для каждого школьника.
-самоопределение, смыслообразование ( сегодня на уроке мы продолжим сложение и вычитание многозначных чисел, докажем их взаимообратность при решении примеров и задач)
Слайд 8 6.Решение задачи.
Задача : « В библиотеке на трех полках было 289
книг. На второй полке было – 100 книг, на третьей – 60 книг. Сколько книг стояло на первой полке?»
составить и решить обратную задачу ( выбор решения делает ученик: можно решение задач выполнить в виде граф-схемы, решить путем составления уравнения или в виде выражения – технология УДЕ)
( формируются познавательные , коммуникативные и регулятивные действия)
Слайд 9 7. Закрепление изученного материала.
1) Практическая работа. (Один учащийся работает у
доски, другие работают в тетрадях и помогают ему с места).
Цель:
- формирование познавательных общеучебных и логических действий, включающих выбор наиболее эффективных способов решения заданий, умения логически рассуждать, сравнивать, доказывать и анализировать ситуации, возникающие в ходе решения;
-формирование коммуникативных УУД, которые обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
А) Решение задачи удобным способом: « Сколько рейсов надо сделать на автопогрузчике, чтобы перевести 64 коробки с бананами и 32 коробки с апельсинами, если за один рейс автопогрузчик может перевезти 4 коробки?»
- составить и решить обратную задачу ( УДЕ)
б) Решить примеры, расставив скобки, чтобы равенства были верными
100- 24 : 2 = 38 360 : 6 + 3 = 40 300 + 20 *3 : 10=96
Слайд 108) Домашняя работа.
Цели:
1. формирование познавательных действий, определяющих умение ученика, выделять тип
задач и способы их решения производить анализ и преобразование информации,
2 формирование регулятивных действий, заключающихся в умении самостоятельно определять цель своей деятельности, двигаться по заданному плану, которым является алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел и корректировать полученный результат.
( прием «Идеальное задание»
Слайд 119. Итог урока. Рефлексия. (Подводят учащиеся)
Цель: формирование познавательных УУД, заключающихся в умении
анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а так же делать выводы о необходимости изучения данного материала
Личностные: Полнота ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
Регулятивные: Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.
Слайд 12Спасибо за внимание! Удачи в вашей творческой работе!
Позиция учителя: к классу
не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).