Слайд 2Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на
ценностные ориентации и установки, определенные Президентской инициативой «Наша новая школа», а также ФГОС нового поколения является патриотизм.
Слайд 3Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики,
психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения.
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»
Слайд 4Развивать эмоциональную сферу детей и воспитывать у учащихся любовь к родному
краю;
Формировать у учащихся способность проникать во внутренний мир (предназначение, историю, пользу, культурно-экономическое значение) предметов, постигать их истинную ценность;
Воспитывать у учащихся элементы исторического сознания;
Формировать у учащихся конкретные знания в области истории, воспитывать у учащихся чувства национального самосознания и любви к истории родного края.
Цели музейной педагогики в школе:
Слайд 5Задачи музейной педагогики в школе:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям,
работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
Слайд 6создает условия для познавательной деятельности ребенка;
организует общение ребенка с предметным
миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях);
содействует развитию творческих способностей и формирование культурных потребностей;
высоко оценивает оригинальное
(не копийное) личное творчество во всех его проявлениях.
Позиция учителя (педагога, курирующего программу, классного руководителя,
учителя-предметника, педагога-организатора)
Слайд 7Направления деятельности музея
Поисково-собирательское.
- Экспозиционное (оформительское).
- Экскурсионное.
- Культурно-массовые мероприятия,
дела.
Слайд 8Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые,
индивидуальные.
К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Слайд 9Групповыми формами
работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов,
создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Слайд 10Индивидуальная работа
предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рефератов,
запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, республике, поиск эпистолярного и литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Слайд 11К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в
музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Слайд 12Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и
помощника в осуществлении этих сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, являются:
- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;
- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
Слайд 13Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определённой
последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.
Экспозиции школьного музея.
Деятельность музея в образовательном учреждении.
Слайд 14Принципы построения музейной экспозиции:
Научный. Любая экспозиция должна строится на основе научной
концепции, соответствующей общественному развитию.
Предметный. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху.
- Коммуникативно – информационный. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.
Слайд 15Внедрение музейной педагогики в урочную деятельность.
Методическая работа, как показывает наш
опыт, может быть организована в различных направлениях:
- организации и проведение урочной деятельности;
- организации исследовательской деятельности по предмету;
- организация творческой деятельности учащихся.
типы музейных уроков:
урок-экскурсия;
урок-лекция;
урок-исследование;
урок-концерт;
урок-презентация;
урок-беседа;
урок внеклассного чтения.
Слайд 16 Формы работы в музее с детьми:
занятия
экскурсии
беседы
эксперименты
досуги
квесты
Слайд 17Нетрадиционные формы (технологии) проведения урока, которые могут применяться в музейной педагогике,
относятся:
1. интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
2. уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
3. уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
4. уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;
5. уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, следствие, дебаты в парламенте.
Слайд 18 Посещение музея Воронежского государственного биосферного заповедника имени В. М. Пескова
Слайд 19 При посещении музея Воронежского государственного биосферного заповедника имени В. М.
Пескова, учащиеся нашего класса познакомились с экспозицией животных. Все экспонаты были изучены детьми с интересом и любопытством. Добытые знания помогли детям при изучении темы по русскому языку «Имя прилагательное» в составлении и записи текста-описания животного без особого труда. При работе над проектом по окружающему миру «Красная книга, или Возьмём под защиту» ученики опят обратились к материалу музея. Они вспомнили птиц и зверей, занесённых в Красную книгу по фотоотчёту экскурсии и применили полученные знания на практике.
Слайд 20 Экскурсия на мемориальный комплекс «Площадь Победы» оставила неизгладимый след в
памяти детей. История создания памятника, история защиты города создала эмоциональный настрой для написания письма ветерану. По возвращении в школу нами был проделан второй этап работы. Расположившись в музее, мы написали письма ветеранам войны к Дню Победы и вручили их защитникам страны.
Слайд 21 Посиделки в классном музее носили дружелюбный и миролюбивый характер. Дети
вели непринуждённую беседу, шутили, смеялись и в ходе всего этого они употребляли в общении народный фольклор: шутки, пословицы, поговорки, загадки, песенки. Так был проведён обобщающий урок по литературному чтению по теме «Устное народное творчество».
Слайд 22Посиделки в классном музейном уголке
Слайд 23Посиделки в классном музейном уголке
Слайд 24 В нашей школе создан музей имени героя Советского Союза генерала
Лизюкова А. И. 17 мая 2017 года был проведён ряд мероприятий, посвящённых 10 – летию со дня создания музея. В рамках внеурочной работы ученики нашего класса стали активными участниками викторины, проведённой в музее. Они с интересом отвечали на вопросы руководителей музея. Ими руководил дух соперничества и в тоже время они старались поддержать друг друга, дополняя ответы сверстников.